В европейских фермерских хозяйствах — напряжение из-за вспышек африканской чумы свиней. Болезнь достигла Германии, которая является главным производителем свинины в ЕС. Отрасль уже сегодня подсчитывает первый ущерб.
После Китая очередь ЕС
Этот високосный 2020 год продолжает удивлять бедствиями. Пандемия коронавируса отодвинула на второй план все другие напасти, но от этого они никуда не исчезли. Новым вызовом для животноводства ЕС может стать африканская чума свиней — старая проблема для континента, которая не так давно свирепствовала в том числе и в Калининградской области. Однако в последние два года эта эпидемия затихла, новостей о новых очагах стало всё меньше, отрасль стала восстанавливаться как в Прибалтике, так и в Польше.
Кажется, ненадолго. Болезнь проявилась в Германии, которая является главным производителем свинины в ЕС. Несмотря на то, что в коммерческих хозяйствах ещё не зафиксировано ни одной вспышки, Китай решил полностью запретить импорт немецкой свинины. У Китая есть на это свои причины. В 2019 году болезнь волной прокатилась по Поднебесной, едва ли не уничтожив собственное свиноводство.
По подсчётам аналитиков компании Robobank, в прошлом году из-за эпидемии АЧС в Китае было уничтожено около 50% всей популяции свиней. Тогда европейские производители только радовались, цены на сырьё росли, как на дрожжах, а хозяйства подсчитывали сверхприбыль от экспорта. Кажется, пришло время плохих новостей.
Отрасль считает ущерб
Китайский запрет уже рикошетом ударил по всему европейскому сырьевому рынку. Тем временем сообщения от ветеринарных служб как фронтовые сводки: вспышки одна за другой фиксируются в Болгарии, Сербии, Украине, Германии, Польши, Румынии. Продвижение болезни стремительное. Китайскому примеру отказаться от немецкой свинины последовала Япония и некоторые другие страны, не входящие в ЕС.
Больше всего экспертов беспокоит ситуация именно в Германии. ФРГ является крупнейшим производителем и поставщиком свинины в ЕС. Кроме того, плотность кабанов в дикой фауне в Германии также чрезвычайно высокая. В два раза выше, чем, например, в Прибалтике, где чума в своё время свирепствовала в невиданных ни до ни после масштабах.
Ещё одна причина беспокойства разводчиков — сам коронавирус. Африканская чума свиней стала вторым ударом по отрасли в этом году. После запрета экспорта в Китай цены на свинину в ЕС рухнули сразу на 15% и сегодня разводчики продают их едва ли не за себестоимость.
Не исключено, что она будет продолжать падать, всё будет завесить от распространения чумы по территории Германии. На ситуацию с беспокойством смотрят из Польши и Прибалтики, опасаясь, что немцы, потеряв китайский и азиатский рынок, вынужденно начнут реализовывать свою продукцию внутри ЕС, превратив местные компании в неконкурентоспособные.
Кроме разводчиков неизбежно пострадают переработчики и производители. Из-за пандемии коронавируса на длительный срок был полностью потерян рынок общепита. Упавшие закупочные цены позволили всего лишь свести концы с концами и пережить самый сложный период карантина.
В итоге некоторые производители задумались о пусть небольшом, но повышении цен для конечного потребителя, чтобы хоть как-то выровнять собственную ситуацию. Однако пришла чума свиней и такое повышение цен на конечную продукцию стало невозможным.
Таблички с предупреждением о риске распространения АЧС в Литве.
Как пострадала Прибалтика и Калининград
В Прибалтике африканская чума свиней — старая и хорошо известная проблема, которая началась с Литвы в 2012-2013 годах. Правда тогда местные ветеринары обвиняли во всех бедах соседнюю Белоруссию. Дескать, там ситуацию вообще никто не контролирует, а протяжённость границы у Литвы с Белоруссией самая большая. Вот и забежал в какой-то момент инфицированный кабанчик.
В 2015 году чума распространялась по стране уже со скоростью 100 км в год, были уничтожены десятки тысяч голов свиней, множество хозяйств разорились, власти позволили охотникам бесконтрольный отстрел диких кабанов и ввели даже денежное вознаграждение за каждую убитую особь. За самку тариф двойной. Для фермеров ввели жёсткую многоступенчатую систему контроля и профилактики.
Был введён полный запрет провоза продуктов животного происхождения из Белоруссии, а по всей стране, особенно в туристических природных заповедниках появились предупреждающие таблички, на которых посетителей призывали не устраивать пикники под открытым небом. Болезнь для человека угрозы не представляет, но, если после такого пикника остались огрызки колбасы с инфекцией, возрастал риск, что они станут пищей для дикого кабана, который заразится и превратится в источник нового очага.
Всё это помогло лишь отчасти, а распространение заразы удалось лишь немного притормозить. Вскоре о первых вспышках объявили в Латвии и Польше. Калининградская область стала последним павшим бастионом в регионе. Впервые вирус там был обнаружен только в конце 2017 года, когда соседи уже пережили несколько волн чумы.
За два года региональные власти разработали свою систему борьбы с АЧС. Разводящим свиней жителям было предложено изменить профиль, получить компенсации, начать заниматься другим видом животноводства, что в итоге привело к полному исчезновению свиней в личных подсобных хозяйствах. К февралю 2019 года их популяция была сокращена на 99%. "Сегодня в ЛПХ региона содержится всего 24 животных. Многие собственники ЛПХ воспользовались правительственной программой и перешли на альтернативные виды животноводства", — отрапортовала тогда пресс-служба регионального правительства.
После уничтожения десяток тысяч голов, вспышек на крупных предприятиях, ситуация к концу 2019 года выровнялась и успокоилась. Наступил 2020 год. Сотни вспышек начали фиксировать в Германии, Болгарии, Сербии, Украине и, наконец, в Польше. Всё ближе к региону, с которого всё и началось.