"Деловой Петербург" продолжает цикл интервью "Петербургский бизнес побеждает кризис" с бизнесменами города о том, как они преодолевают кризисный период в экономике. На вопросы отвечает Павел Фролов, основатель школы робототехники и программирования. Проект "Петербургский бизнес побеждает кризис" реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.
Расскажите, пожалуйста, чем компания занималась до пандемии?
— Наша компания была запущена в 2000 году, изначально мы занимались программным и аппаратным обеспечением, а с 2012 года мы плотно занялись образовательной робототехникой, основанной на системе программирования Scratch и микроконтроллеров Arduino. У нас два флагманских продукта: решения для классов робототехники в школах и франшиза, которая позволяет запустить собственный кружок робототехники. Мы выпускаем робототехнические наборы для обучения детей по таким дисциплинам как программирование, робототехника, 3D-моделирование и 3D-печать, схемотехника. На нашем оборудовании учатся более 50 тыс. детей. Его закупают школы для создания инновационных инженерных классов. Производство расположено в Петербурге и Финляндии. Наш головной офис находится в Петербурге, только здесь до самоизоляции в оффлайне работали 20 кружков. Так же у нас есть офис в Японии, открытый по приглашению правительства этих стран. Так что это мы, те самые русские, которые учат японцев делать роботов.
Павел Фролов, основатель школы робототехники и программирования
Как самоизоляция повлияла на ваш бизнес?
— По всему миру под нашим брендом открыто более 300 наших инженерных классов в школах и более 130 кружков в 21 стране мира. С апреля все наши кружки закрылись, но мы продолжили вести занятия в режиме онлайн. В начале марта, когда пандемия стала набирать обороты и многие страны начали вводить карантин, мы поняли: нужно срочно развиваться в онлайне. Буквально за 2-3 недели мы разработали онлайн-курсы, адаптировав наши программы под дистанционный формат. Учитывая, что за предыдущее десятилетие мы вложили в свои образовательные технологии несколько миллионов долларов, нам не потребовалось делать каких-то вложений в переформатирование бизнеса. И уже в конце марта до объявления обязательной изоляции и закрытия всех образовательных учреждений, мы уже вели уроки удаленно.
Как поменялся продукт?
— Пандемия заставила нас быстро адаптироваться к ситуации. От 60 до 80% наших учеников продолжили заниматься онлайн, но выручка — то есть продажи новых абонементов — в апреле упала до нуля. Видя, что занятия продолжаются, детям нравится, польза очевидна — родители стали продлевать абонементы. Стали появляться новые ученики, которые оказались отрезаны от кружков и секций, большинство из которых не смогли предложить дистанционные занятия. Летом ситуация стабилизировалась, падение было уже не таким катастрофическим — на 30% в сравнении с прошлым летом. Больше всего онлайн-обучение по робототехнике и программированию "зашло" в Японии: наши партнеры беспокоились будет ли востребован такой формат. Дело в том, что в Японии очень сильны традиции, а раньше никто этого не делал. Но отклик был очень мощным.
Павел Фролов
Таким образом, благодаря пандемии у нас появилось сильное направление — онлайн-курсы программирования и робототехники. В течение полугода мы вводили новые курсы, сейчас уже учим Minecraft-программированию и созданию мобильных приложений, недавно запустили курс "Программирование Python". К франшизе офлайн школ программирования и робототехники добавилась франшиза онлайн-школ и гибридная школа: когда есть и онлайн и офлайн занятия. Пандемия заставила нас разработать новые наборы для обучения, которые родители могут приобретать домой, чтобы дети могли изучать схемотехнику и электронику.
Как поменялся ваша целевая аудитория?
— До пандемии мы ориентировались на детей от 5 до 15 лет. С приходом коронавируса наша целевая аудитория не изменилась: поднялся возраст детей, с которыми мы занимаемся онлайн. Если наши кружки посещали дети с 5 лет, то на онлайн-программы дошкольников брать не имеет большого смысла, им сложно и нужна максимальная помощь родителей рядом. Поэтому онлайн-курсы рассчитаны на школьников от 7 до 15 лет.
Новый бизнес стал дополнением или заместил основный бизнес? Планируете ли возвращаться к своему основному бизнесу в полном объеме?
— Да, мы постепенно возвращаемся к нему. Но от страны к стране условия для открытия офлайн занятий разные. Где-то, например в Тайланде, мы открылись уже в июне, в Япониии — в августе. В Петербурге дополнительные занятия для детей частично разрешили открыть с 14 сентября. Но онлайн-обучение останется одним из направлений нашего бизнеса. Теперь в рамках кружков робототехники и частных школ мы сможем предложить оба формата обучения — онлайн и офлайн. Кстати, за время пандемии мы смогли "упаковать" еще одно направление бизнеса — сеть частных школ, которая тоже будет развиваться по франшизе. Первые школы открываем в Москве и Петербурге. Формат частной школы предполагает полноценное обучение в начальной школе — с 1 по 4 класс, плюс большое разнообразие дополнительных занятий по программированию и робототехнике, математике, английскому с уклоном в ИТ, эмоциональному интеллекту и финансовой грамотности.
Павел Фролов
Частные школы мы задумывали еще в прошлом году, пандемия немного затянула реализацию этого проекта. Но нет худа без добра — на фоне недовольства родителей ситуацией в общеобразовательных школах, тем, как был организован процесс дистанционного обучения, и что происходит сейчас, многие стали искать альтернативу, смотреть в сторону частных школ. Думаю, пандемия сделает наше предложение более интересным.
Обращались ли вы за господдержкой и грантами?
— Наши продукты разработаны в том числе с использованием грантов Фонда поддержки инноваций — Фонда Бортника. Несколько наших франчайзи открыли кружки робототехники на средства Фонда президентских грантов и Рыбаков-фонда.
В этом году мы воспользовались льготными кредитами. Получили в Альфа-банке кредит на выплаты заработной платы. Это 3,6 млн рублей по ставке 0% годовых. Кроме этого, обратились в МСП банк и в рамках программы кредитования на возобновление деятельности получили 2,6 млн рублей на льготных условиях.
Это ваш первый кризис?
— Я уже прошел четыре кризиса и могу сказать, что данная ситуация — самая тяжелая. Никто не знает, когда она закончится. Я считаю, что этот марафон будет продолжаться еще несколько лет. Поэтому сейчас бизнесу нужно работать над повышением производительности труда и разработкой новых решений в том числе в онлайне. Однако, как мне кажется, максимально раскрыть потенциал образовательной робототехники позволит только гармоничное сочетание онлайн и офлайн занятий.
Видео версию интервью можно посмотреть по ссылке.