Переток зрителей и слушателей в интернет изменил роль продюсера, но не деклассировал профессию бесповоротно.
Время шло, контент кончался. Примерно в таких условиях оказались многие предприниматели и компании, которые во время пандемии сделали вполне рациональную ставку на онлайн–продвижение.
И вот продюсеры уже готовы всех спасти — организовать коммерческие съёмки фото и видео от и до. А ещё — провести выставку или продвинуть музыкальную группу.
Всем по контенту
Вне контекста пандемии о рынке труда говорить сейчас сложно. Ограничения снимаются, но о возвращении той самой прежней жизни говорить пока рано. Вот и в продюсировании — весьма многогранном — образовался тренд: в последние месяцы востребованнее стали специалисты, готовые на создание контента "под ключ". Очевидно, что за время изоляции многие компании обратили внимание на онлайн–представленность, но быстро поиздержались в запасах фото и видео для обновления своих соцсетей и сайтов.
"После самоизоляции началось продуктивное время. Клиенты захотели съёмок. А в век социальных сетей бизнесу невозможно развиваться без обращения к продюсерам и проработок концепций", — уверена директор детского модельного агентства Musthave.agency и продюсер Kids Fashion Fest Ксения Андронычева.
"Пандемия нисколько не затормозила процесс: наоборот, стала стимулом. В марте–апреле старались работать дистанционно, но потом случился бум — с июня и до сих пор у нашей команды много коммерческих съёмок", — рассказывает режиссер–продюсер Джордж Бруно.
Без бюджета, но с ленью
У продюсирования в Петербурге есть особенности: представители каждой сферы отмечают свои — специфические. Так, у продюсеров, задействованных на съёмках рекламы и музыкальных клипов, к городу есть вопросы и даже претензии, основная из которых — непредсказуемые погодные условия (за один съёмочный день, который длится 14 часов, всё может кардинально поменяться).
Правда, из–за других, более приятных особенностей петербургских съёмок можно и потерпеть. И дело вовсе не в "удивительной архитектуре и неповторимой атмосфере". По крайней мере не в первую очередь. Всё куда прагматичнее: в Северной столице снимать попросту выгодно.
"В Петербурге бывает дешевле организовать съёмку — это, наверное, основная особенность продюсирования у нас в городе. Здесь гонорары специалистов ниже, чем в Москве. Хотя многие профессионалы–подрядчики работают и в Москве, и в Петербурге: благодаря “Сапсану” это делать нетрудно", — рассказывает креативный продюсер коммуникационного агентства Setters Анастасия Гасс.
Однако такая "переброска кадров" далеко не всегда идёт на пользу Петербургу: иногда продюсерам в городе сложно отыскать узкопрофильных, но всё же востребованных подрядчиков.
"Не раз сталкивались с тем, что найти, например, фуд–стилиста с хорошей насмотренностью в Петербурге очень сложно. Для меня это было открытием. Постоянно из–за этого зовём к себе москвичей или даже специалистов из других стран", — описывает Ксения Андронычева один из моментов, который осложняет работу в городе. Она добавляет, что проблемой становится ещё и то, что даже крупные компании зачастую не готовы выделять на рекламу достойные бюджеты. В их отсутствие о европейском уровне "продакшена" речь не идет.
Ещё одна черта петербургских подрядчиков, с которой сталкиваются продюсеры, — расслабленность, переходящая границы.
"Скажу неполиткорректную вещь, но, по моему опыту, в Петербурге по сравнению с Москвой возникают вопросы к отношению к работе со стороны подрядчиков в художественной среде. С одной стороны, здорово, что здесь все “на релаксе”. С другой — это часто отражается на проекте. Есть расслабленность, а есть простое равнодушие к качеству. Да, мем “давай завтра” не просто так появился. Очень рада, что я за 6 лет работы здесь уже нашла профессионалов, кому могу доверять", — объясняет точку зрения сооснователь и продюсер Института исследования стрит–арта Альбина Мотор.
Музыкальные продюсеры, в свою очередь, в такой расслабленности (но не "расшатанности") находят плюсы. "В Петербурге всё делается вдумчиво и не спеша. Чаще всего — для удовольствия самих участников музыкального проекта", — отмечает руководитель студии звукозаписи и продюсерского центра Aprilsound Дмитрий Маренков.
Таланты — пачками
"Если сравнивать с Россией в целом, то условия в Петербурге едва ли не лучшие по стране. Москвичи могут с этим поспорить и будут в чём–то правы. Но, на мой взгляд, большая часть творческой молодежи мечтает о Питере. Особенность петербургской сцены в огромном количестве одарённых музыкантов, в богатой культуре андеграунда, в особой романтике города. Здесь пачками растут гении и таланты", — делятся наблюдениями в лейбле "Холодные Звуки".
В целом же в музыкальной среде понятие "региональность" изживает себя. Москва, по общему мнению представителей рынка, — это уже не единственная точка концентрации популярности.
"Особенностью нашей страны всегда было то, что у нас шоу–бизнес жил в основном в Москве. Ещё не так давно менеджмент радиостанций и телеканалов целиком был именно там. И если артист хотел добиться успеха, ему нужно было “мелькать” в этом городе.
Со временем это становится менее важным, ведь доля влияния интернета увеличивается. Можно находиться на Северном полюсе и быть заметным. Более того: там ты даже выглядишь интереснее — в шапке и валенках. Централизация шоу–бизнеса когда–нибудь размоется окончательно", — подводит итог продюсер Олег Баранов.
Короткая слава
"Тотальный онлайн" парадоксален. Работу одних специалистов (продюсеров коммерческих съёмок) он делает более востребованной, других (музыкальных продюсеров) — менее. Второй тренд стал особенно заметен с появлением приложения TikTok, где пользователи записывают короткие ролики на самые разные темы. Часто таким видео необходима звуковая подложка. И если музыка “выстреливает”, то благодаря миллионным просмотрам даже дебютный трек совсем ещё неопытного артиста может моментально сделать из него знаменитость.
"Роль музыкального продюсера и больших лейблов сейчас, возможно, уже не так весома, как это было ранее, когда пробиться в мейнстрим было возможно только с ресурсами извне.
Цифровой мир даёт преимущества для артистов — можно получить быструю славу. Но легко ли её удержать? Довольно типичная история, когда случайно попавший в топы исполнитель сразу же подписывается на лейбл, ведь это гарантия стабильности, возможность закрепиться в сфере", — объясняет представитель лейбла "Холодные Звуки".
О том, чем сиюминутная слава отличается от пролонгированной, рассказывает и продюсер Олег Баранов: "Есть много примеров, когда артист быстро добивается успехов. Но бывает, что ещё год–два назад музыкант был на плаву, звучал из всех электронагревательных приборов, а сейчас мы почему–то не знаем, что с ним происходит.
Наверное, потому, что для успеха недостаточно написать одну песню. Нужно планирование, умение поддерживать к себе интерес. Это и есть задача продюсера".
В продюсерском центре Aprilsound отмечают: лейбл не сделает всю работу за артиста, но он может предоставить музыканту ресурсы — от аранжировщиков и звукорежиссеров до фотографов, юристов, администраторов.
"Музыкальный продюсер отвечает за всё, что происходит с проектом: это и стиль музыки, и имидж артиста, а также организация, финансирование, стратегия развития", — отмечает Дмитрий Маренков.
В итоге современный музыкальный продюсер — это не тот человек, который создает звезд "из ниоткуда". Сейчас это специалист, готовый поддержать артиста, а не слепить его "под себя".
"Теперь работа продюсеров направлена скорее на раскрытие таланта потенциально успешного артиста, нежели на создание его с нуля, как это было раньше, особенно в России. Вовремя найти и огранить алмаз — вот то, что нужно сейчас", — говорят в лейбле "Холодные Звуки".
От кино до курсов
По информации hh.ru, в Петербурге в последнее время продюсеров действительно стали искать куда активнее. За 3 летних месяца в городе было открыто на 63% больше вакансий для таких специалистов, чем за аналогичный период прошлого года.
Причём без малого четверть работодателей — 24% — готовы предложить продюсерам работу на удалёнке.
При этом условия перед продюсерами ставятся довольно серьёзные: начиная от опыта работы (58% вариантов для соискателей со стажем от 1 года до 3 лет, 32% — от 3 лет и более) и заканчивая более специфическими требованиями.
Среди них, например, развитые презентационные навыки, умение работать в команде и договариваться.
Не обошлось, разумеется, в требованиях и без стрессоустойчивости.
Пожалуй, именно профессия продюсера — одна из немногих, где это условие обязательное, а не побочное и затесавшееся в описание вакансии "по привычке".
"Креативные продюсеры сопровождают проекты с самого начала: от момента, когда клиент заполняет бриф на съёмку, до финального подписания акта о приёме контента. Конкретно я помимо непосредственно организации процесса съёмок ещё и придумываю креативные концепции: какой будет идея, каких позвать моделей, какой окажется локация", — объясняет Анастасия Гасс.
В последние годы ряды продюсеров пополняются: от организации культурно–выставочных проектов до разработки курсов для продвижения в instagram.
"Термин “продюсер” пришёл из американской киноиндустрии. Помимо режиссёра, который занимается решением художественных задач, должен быть человек, который возьмёт в свои руки производство: это и деньги, и планирование, и организация работы.
При переходе в музыкальную сферу суть понятия не изменилась. Продюсер — это директор завода. Он следит за тем, чтобы все “шестерёнки” работали", — рассказывает Олег Баранов.
Альбина Мотор считает, что нужно отличать продюсера от организатора: второй далеко не всегда ищет финансирование.
К тому же продюсер в кино, музыке, культурных проектах и рекламных съёмках — это своеобразный "траблшутер", который поочерёдно решает все проблемы.
"Человеческий фактор всегда создаёт форс–мажоры: от опоздания на площадку до более неприятных вещей, когда подрядчики подводят в последний день", — говорит продюсер Ксения Андронычева.
"Один заболел, другой развёлся с женой, у третьего родился ребёнок: задача продюсера — решить любой вопрос. Если в дом, где должны были проходить съёмки, ночью ударила молния и он сгорел, значит, за пару часов необходимо организовать новый павильон", — приводит пример Джордж Бруно.
“
Самое сложное всегда — спрогнозировать или, если честнее, угадать, что заинтересует публику, а на что билеты придётся подарить друзьям и реквизит сложить на самую верхнюю полку с вопросом: "Почему?" Например, экскурсию–квест "Приключения в Заэкранье" мы провели порядка 3 тыс. раз. А абонемент "Факультет русского искусства" с "расшифровкой" новгородских берестяных грамот, исследованием храмов, посещением иконописной мастерской с треском провалился. Период пандемии для нас чётко разделён на два этапа: до начала снятия ограничений и после. До мы успешно перешли в онлайн–формат и проводили лекции о Фриде Кало, Балтийском флоте и мнемотехниках. Даже снимали с детьми ужастик в формате screenlife. Когда ограничения начали снимать, спрос на онлайн резко упал и до сегодняшнего дня остаётся крайне низким. А поскольку детские мероприятия по–прежнему не проводятся, экскурсии в музеях запрещены, а школьные классы на экскурсии не выезжают, мы в искусственной коме.
Руфина Пршисовская
художественный руководитель детского ююро "Культурный кот"
“
Продюсирование выставочных проектов — относительно новая для России история. И это странно. Недавно я была в жюри конкурса кураторских проектов: молодые девушки, подававшие явно продюсерские концепции, называли себя кураторами и художественными руководителями. В культуре не любят слово "продюсер" и все хотят быть кураторами. Потому что "курировать" престижно, а вот продюсировать проекты сложно, трудозатратно и почему–то неудобно. Продюсер культурно–образовательных проектов и куратор — две разные профессии. Куратор отвечает за создание художественной концепции проекта и коммуникацию с художниками. Продюсер — за всё остальное: поиск и переговоры с площадкой, привлечение партнёров, бюджетирование. Он формирует и контролирует команду, зачастую занимается пиаром проекта. При этом такие проекты в Петербурге редко интересуют крупные компании как пиар–истории. А в самом городе мало потенциальных партнёров с большими рекламными бюджетами.
Анастасия Пронина
куратор проекта Benua Art Garden