14:0108 октября 202014:01
32708просмотров
14:0108 октября 2020
Освоение российской Арктики неразрывно связано с развитием транспортной инфраструктуры региона. Главным транспортным маршрутом в Арктике сегодня считается Северный морской путь. Но все чаще СМП обсуждается не столько в контексте решения внутренних задач, сколько развития транзитных перевозок. Насколько верна такая стратегия и что необходимо сделать России для привлечения на СМП иностранных грузов — в материале dp.ru.
Тема развития Севморпути в качестве международного транзитного маршрута появляется в медийном пространстве все чаще, особенно в рамках мероприятий напрямую или опосредовано связанных с Арктикой или транспортом. Три дня, 6-8 октября, в петербургском "Экспофоруме" проходит конференция по судостроению и разработке высокотехнологичного оборудования для освоения Арктики и континентального шельфа OMR 2020.
"Северный морской путь, единственная на сегодняшний день альтернатива маршрута через Суэцкий и Панамский каналы, позволяет значительно сократить сроки доставки грузов, а также отличается высокой степенью надежности", — говорится в приветствии участникам конференции от Министра энергетики РФ Александра Новака. Но часть отраслевых экспертов относятся к транзиту по СМП и конкуренции с Суэцким каналом менее оптимистично.
Сами не справимся
Идея привлечь иностранные грузы на СМП стала активно звучать после майского указа президента РФ Владимира Путина от 2018 года. Согласно документу, к 2024 году грузооборот СМП необходимо нарастить до 80 млн тонн. Для сравнения, в том году показатель превысил отметку 20 млн тонн, в 2019-м — 31,5 млн тонн.
Внимание к транзитному потенциалу СМП усилилось после того, как компания "Русатом Карго" (логистический оператор госкорпорации "Росатом") объявила о намерении стать лидером на рынке логистических услуг за счет привлечения международного транзитного грузопотока на Северный морской транспортный коридор (СМТК). Этот коридор шире, чем Севморпуть: СМП включает в себя территорию строго от Карских ворот на Западе до мыса Дежнева в Беринговом пролива на Востоке, СМТК — от Мурманска до Камчатки.
"Чтобы реализовать транзитный потенциал северного маршрута, очень серьезно придется поработать Мурманской области и Камчатскому краю. В этих двух точках должна быть организована четкая и работающая система обработки грузов, и не только с точки зрения технологии и механики, но и с точки зрения таможенной очистки и многого другого", — заявил на OMR 2020 директор департамента государственной политики и регулирования в области гидрометеорологии, изучения Арктики, Антарктики и Мирового океана Минприроды Сергей Хрущев.
Пока что таких условий нет, да и вопрос создания портов-хабов именно в Мурманске и Петропавловске-Камчатском остается дискуссионным. Есть мнение, что восточный порт-хаб имеет смысл создать в районе Владивостока. В таком случае в зависимости от ситуации (и ледовой обстановки) груз можно будет отправлять на Запад и по железной дороге. Если же судно уедет сразу на Камчатку, судьба груза будет предопределена.
Цена риска
Основу транзита, по задумке, должны составить контейнерный грузы, так как процесс контейнеризации и в России, и в целом по миру усиливается.
"Понятно, что будущее за контейнерными перевозками, в этой связи, чтобы наполнить грузовую базу Северного морского пути, необходимо дать клиентам две составляющие — скорость доставки и хорошую ставку за доставку", — рассказал на OMR 2020 директор по промышленной логистике и аутсорсингу АО "РЖД Логистика" Дмитрий Аношкин. По его словам, крупнейшие морские линии уже объявили, что они не готовы участвовать в развитии СМП, предоставлять контейнеры на эти перевозки. В таких условиях, по мнению Дмитрия Аношкина, Россия столкнется с серьезными проблемами по развитию транзитного потенциала СМП. Но ключевым остается вопрос о том, стоит ли вкладываться в решение этих проблем.
По мнению главы консультационного центра "Гекон" Михаила Григорьева, Севморпути навязывают не свойственные ему в настоящее время задачи (в их числе обеспечение с 2024 года пилотного этапа круглогодичной контейнерной линии "Русатом Карго" с грузопотоком 8-10 млн тонн). Он отметил, что лучше всего задачи СМП были прописаны еще в 1936 году — речь идет о постановлении Совета народных комиссаров СССР от 22 июня 1936 года № 1100 "об утверждении Положения о Главном управлении Северного морского пути при СНК Союза ССР", в котором Северный морской путь был обозначен как морская трасса от Баренцева моря до Берингова пролива, которая должна использоваться для решения внутренних задач освоения Арктики.
"Текущая цель развития Северного морского пути и Северного морского транспортного коридора в целом, очень проста. Речь идет не о том, чтобы обеспечить перевозку очередного задекларированного числа тонн в указанном году, а о том, чтобы создать транспортную инфраструктуру, адекватную реализуемым крупным инвестиционным проектам освоения природных ресурсов, использующим морскую схему транспортировки как на Запад, так и Восток. А вот создав систему устойчивого и безопасного круглогодичного судоходства проектов, можно будет расширять спектр предоставляемых на Севморпути услуг", — считает Михаил Григорьев.