Разночтения в новой редакции законопроекта "О карантине растений" могут поставить под удар крупные агрохолдинги.
Минсельхоз готовит изменения в закон "О карантине растений". Проект поправок уже внесён в Аналитический центр при правительстве. Изменения коснутся уточнения понятия "карантинный объект". Предполагается, что новая формулировка будет звучать так: карантинный объект — вредный организм, отсутствующий или ограниченно распространённый на территории РФ и внесённый в единый перечень карантинных объектов, утверждённый актом, составляющим право Евразийского экономического союза, а также вредный организм, не включённый в указанный перечень, но имеющий карантинное значение для страны–импортёра.
Поймите правильно
Как сообщил "ДП" источник в Национальном союзе плодов и овощей, в данном разъяснении присутствует нечёткость, позволяющая трактовать понятие по–разному. С одной стороны, приписка про страну–импортёра касается только тех предприятий, которые планируют экспорт продукции. Соответственно, произведённые на них овощи и фрукты будут проверяться Россельхознадзором не только на карантинные объекты, запрещённые в РФ, но и на объекты, признанные таковыми в потенциальных странах–импортёрах.
С другой стороны, в законопроекте чётко не сказано, что указанные нормы распространяются только на экспортёров. Это означает, что на любое предприятие в любое время могут прийти инспектора Россельхознадзора и найти некие объекты, запрещённые в других странах. На основании этого на предприятии может быть введён карантин.
По словам директора Национального союза плодов и овощей Михаила Глушкова, производители обеспокоены тем, что могут возникнуть разночтения. По его словам, больше всего они боятся, что к ним начнут ходить сотрудники Россельхознадзора и искать карантинные объекты из стран Европы. "Всегда же можно что–нибудь найти", — отмечает Глушков. Он считает, что фраза "имеют карантинное значение для страны–импортёра" должна действовать исключительно для предприятий, осуществляющих производство продукции на экспорт. "Это требование должно распространяться только на них", — уверен эксперт.
Пострадает бизнес
Угроза попасть в карантинную зону существует для любого сельхозпредприятия. Не является исключением крупный агрохолдинг в Ленобласти "Выборжец", бенефициар которого — Александр Усов (№ 153 в Рейтинге миллиардеров "ДП"). Генеральный директор компании Александр Бельковец считает, что в новой редакции законопроекта формулировка "карантинный объект" нуждается в разъяснении, а именно понятие "ограниченно распространённый". По его словам, в этой трактовке термина нет конкретики относительно степени распространения объекта. В таком случае все сельхозпроизводители находятся в незащищённом положении.
"При более конкретной формулировке появится возможность и необходимость выведения объектов из разряда карантинных", — говорит он.
Стоит отметить, что карантинные объекты не несут угрозу здоровью человека. Более того, многие из них десятилетиями существуют в окружающем нас мире. Примером тому служит распространённый повсеместно западный цветочный, или калифорнийский, трипс, который появился на территории России в 1990–х годах. Его до сих пор относят к разряду карантинных.
В пресс–службе "Выборжца" сообщили "ДП", что эксперты компании вместе со специалистами других тепличных хозяйств на слушаниях в Россельхознадзоре не раз поднимали вопрос о необходимости выведения некоторых объектов из разряда карантинных. "Для развития сельскохозяйственной отрасли важно, чтобы государственные инстанции создавали законы, ориентированные на развитие и поддержку агропроизводителя", — отмечают в холдинге.
В зоне риска также может оказаться крупный производитель овощей "ЭКО–культура", имеющий тепличный комплекс "Круглый год" в Ленобласти. По словам главного агронома холдинга Светланы Зудилиной, данный закон в целом требует сокращения списка карантинных вредителей. Главной проблемой, по её мнению, является то, что при обнаружении их в тепличных комплексах Россельхознадзором будут наложены санкции, вплоть до приостановки деятельности предприятия. Кроме того, всю продукцию из партии с карантинными объектами требуется уничтожить, а на остальные овощи с данной площади — оформить специальные сертификаты при отправке на реализацию в другие регионы.
Правила есть правила
Сложившаяся практика такова, что сельхозпредприятия не имеют никакой возможности возражать на заключения Россельхознадзора. Согласно новому законопроекту, инспектора теперь будут сдавать растения на исследования в независимые лаборатории, однако пока все лаборатории им подведомственны.
Исполнительный директор Инвестиционно–аграрного фонда Марина Строгая считает, что практика, когда закон спустя время подвергается корректировке в зависимости от того, как работает документ, является нормальной. "Говорить о том, что в таком регулировании и контроле есть опасность для бизнеса в сфере АПК, не стоит. Это правила, которые защищают здоровье сельхозземель, обеспечивают чистоту продукции и, как следствие, способствуют увеличению её производства на территории России", — комментирует она.