Госзаказчики Петербурга и Ленобласти подготовились ко второй волне

Автор фото: Ермохин Сергей
Противостоять ковидной напасти призваны проверенные подрядчики. В сентябре петербургский Фонд капитального строительства и реконструкции заключил по процедуре закупки у единственного источника контракт стоимостью 2,6 млрд рублей на завершение строительства корпуса больницы в Колпино "с возможностью перепрофилирования для оказания специализированной медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией и лицам с признаками указанной инфекции".
Победитель — ООО "РР–Сити" (выручка в 2018 году — 1 млрд, в 2019–м — 410 млн) — должен завершить работы до конца 2020 года. Первоначальный график был вольготнее, ввод планировался в следующем году. ООО "РР–Сити" уже выполняло работы на объекте.
В числе учредителей компании, согласно СПАРК, например, Расим Вагифович Мамишев (предположительно сын петербургского бизнесмена Вагифа Мамишева; других бизнесов, по СПАРК, у Расима Мамишева нет).
Из крупных "немедицинских" проектов в "анамнезе" "РР–Сити" — победа в тендере на строительство культурно–досугового центра в областном Новом Девяткино. Тогда срослось не сразу — в декабре 2019–го комиссия не допустила к участию в закупке сразу четыре компании, в том числе и "РР–Сити". Но в начале 2020–го контракт с этой фирмой всё же был заключён.
Проверенные компании продолжат работать и с ГКУ "Городской мониторинговый центр". Контракты на услуги по передаче данных в сентябре заключило ПАО "Ростелеком" на общую сумму 1,6 млрд рублей.

Со второго гарантийного захода

В сентябре со второй попытки ГКУ "Дирекция по сопровождению промышленных проектов" выбрала подрядчика на обеспечение транспортной инфраструктурой производственной зоны Ржевка. Цена контракта — почти миллиард рублей (970 млн). В августе единственная заявка, поступившая от АО "Мегамейд" (выручка в 2019–м — более 1,5 млрд рублей), была отклонена из–за несоответствия банковской гарантии (подробнее см. "ДП" № 116–117 от 28.08.2020).
В сентябре для подрядчика всё сложилось удачно. "Как говорится в классической поговорке, два юриста — три мнения. Часто возникают ситуации, когда юристы читают одни и те же нормы по–разному, а кто из них прав — определяется в судебном порядке. Мы выбрали мирный путь: подготовили новую гарантию и подали заявку на новый конкурс", — пояснили в компании. Там посетовали на то, что в пакет документов при объявлении тендера не включают образцы банковской гарантии: "Если бы такая практика существовала, то ситуаций, подобных нашей, можно было бы избежать".
В сентябре, к слову, заявка победителя вновь оказалась единственной. Отсутствие других интересантов в компании связали с тем, что работы будут вестись не с нуля, так как требуется завершить начатое предыдущим исполнителем. "Сдавать работу будет последний подрядчик, выполняющий строительство. Гарантийные обязательства также будут лежать на нём. Нужно либо быть уверенным, что проведённые работы сделаны с надлежащим качеством, либо иметь возможность исправить допущенные ошибки. Работа в такой ситуации намного сложнее, чем строительство объекта с нуля. Чтобы качественно выполнить такой проект, нужно не только обладать большим опытом и широкими компетенциями в строительно–монтажных работах, но и иметь сильную команду проектировщиков", — пояснили в компании.

Никого нет — шансы есть

Если больше никто не заявится, шансы на победу в тендере есть даже у компаний, не имеющих в своём портфеле контрактов стоимостью не менее 40% от НМЦК. В такой ситуации оказалось ООО "Питерспортстрой", которое признали победителем запроса предложений на строительство детского сада за 335 млн рублей в Купчино (заказчик — городской Фонд капитального строительства и реконструкции).
Для подтверждения квалификации подрядчика принимались надлежаще исполненные контракты за период с 1 января 2016 года с ценой каждого не менее 134 млн рублей. У компании, судя по СПАРК, таких крупных единичных контрактов нет. Но непредоставление информации для подтверждения квалификации не означает отклонение заявки. Претенденту в таком случае просто присваивается ноль баллов. Ему остаётся тягаться с конкурентами только ценой, а проще говоря, демпинговать. Но в данном случае этого не потребовалось. "Питерспортстрой" снизил свою цену всего на 6684 рубля.
В прошлом году на электронный аукцион, который объявлял Фонд капитального строительства и реконструкции, не заявился никто. В этом году после увеличения НМЦК на 50 млн рублей — только "Питерспортстрой".
Компания, впрочем, активно работает на рынке госзаказа, причём не только Петербурга и Ленобласти, но и других российских регионов (например, в Астраханской, Тульской областях): сумма заключённых в 2018 году контрактов — 309,9 млн, в 2019–м — 435,5 млн. Специализация — в соответствии с названием — строительство и ремонт спортивных объектов (стадионов, площадок, полей).

В поля!

В Ленинградской области самый крупный по цене контракт заключён в сентябре по 44–ФЗ с "дочкой" Строительного треста — ООО "Специализированный застройщик “СТ–Новоселье”". Компания построила и передала муниципалитету по программе "Соцобъекты в обмен на налоги" школу в Новоселье в Ломоносовском районе. Цена контракта — 690 млн рублей.
Второй по величине договор с областным "Ленавтодором" заключило ООО "СК “Орион Плюс”". За капремонт участка автодороги регионального значения Копорье — Ручьи компания получит 616,2 млн рублей. Конкурентов на аукционе не оказалось. Ранее столь крупных контрактов с областным заказчиком у "Орион Плюс" не было.

Дела молодёжные

В сентябре в Ленобласти администрация Красноозёрного сельского поселения объявила аукцион за 228,3 млн рублей. За эти деньги в муниципалитете надеялись найти того, кто построит инфраструктуру на участках "для членов многодетных семей, молодых специалистов, молодых семей".
Неподалеку от деревни находится горнолыжный курорт, а в самом Красноозёрном — АО "Племенной завод “Красноозёрное”". Совладельцем сельхозпредприятия, по СПАРК, является сын экс–губернатора области Валерия Сердюкова Вадим (№ 151 в Рейтинге миллиардеров "ДП"). Генеральный директор племзавода Нур–Магомет Иссаевич Каппушев — глава муниципального образования.
Как сообщил замглавы администрации поселения Михаил Чупров, проект предназначен не для сотрудников завода, а для многодетных семей, которые должны получить земельные участки по областному 105–му закону. Однако он не исключил, что среди них могут оказаться и сотрудники животноводческого комплекса.
Всего планируется выделение 139 участков, к которым будут подведены вода, газ, обустроено водоотведение, освещение, проложены асфальтовые дороги. По словам Михаила Чупрова, половина суммы уйдёт именно на дорожную инфраструктуру.
Глава администрации Красноозёрного Андрей Радецкий отметил, что муниципалы не хотели повторения печального опыта других тендеров, например, уборки территорий — "когда в Ленобласть приезжает компания из Краснодара и не знает, где найти трактор". Поэтому появилось условие к претендентам — наличие опыта линейных работ. "Сельских поселений огромное количество, и у каждого своя история. Я бы хотел сделать вторую Гатчину или ещё один Всеволожск на нашей территории, но пока это невозможно", — добавил Радецкий.
В аукционе приняли участие три компании. Максимальное снижение составило 8 млн рублей. Контракт планируется заключить с зарегистрированным в Сланцевском районе ООО "Техносфера" (выручка в 2019 году — 2,9 млрд рублей). Компания обошла две петербургские фирмы (их заявки признали несоответствующими по результатам рассмотрения вторых частей).
Контракты на аналогичные работы в Ленобласти не в новинку. Областное ООО "ДСК Регион" в 2019–м выиграло тендер на обустройство участков для многодетных семей в микрорайоне "Заячий Ремиз" в Гатчине. Из "ареала обитания" там решили не выходить. "Предпочитаем работать на юге области", — отметили в компании.
А вот ООО "СМЭУ “Заневка”" из Янино–1 Всеволожского района решило попытать счастья вдали от места регистрации. В августе этого года оно выиграло контракт на 156,5 млн под Тихвином. В сентябре "Заневка" уже участвовала в тендере на строительство инфраструктуры (водоводов и дорог) для массива ИЖС в Приозерском районе — в поселке Мельниково (цена вопроса — 82 млн). Но в этот раз победить ей не удалось. Но и петербургская фирма ООО "Ситистрой", претендовавшая на этот контракт, не смогла приступить к работам. Дело в том, что зарегистрированное в Сосново Приозерского же района ООО "ОблСервис" успешно обжаловало порядок оценки заявок по нестоимостному критерию "квалификация участника закупки".
Заказчик тоже, видимо, хотел подстраховаться. Но не смог пояснить, на основании чего установил требование предоставить контракты, в которых объём работ, выполненных участником закупки самостоятельно, без привлечения субподрядчиков, должен составлять не менее 60%, отметили в решении УФАС по итогам рассмотрения жалобы. Комиссия пришла к выводу об ограничении круга участников закупки и предписала провести закупку заново.
В сентябре контракт в Сертолово на создание инфраструктуры для ИЖС выиграло ООО "Террикон" (99,1 млн рублей). По результатам рассмотрения вторых частей заявок соответствующей признали только эту компанию. Отсекли двоих — из Петербурга и Новгородской области.
У ООО "Солид" из Боровичей в копилке подряды на ремонт автодорог в родном регионе (общая сумма заключённых контрактов в 2020–м — 570 млн рублей), петербургское ООО "Эквитас" работало с городским "Водоканалом" (самый успешный год для компании — 2018–й, 318 млн).
В мае 2020 года компания, владельцем которой является сын экс–главы городского Госстройнадзора Кирилл Орт, выиграла тендер в том же Сертолово на строительство улицы.

Как правильно питаться

В сентябре закупочная жизнь бурлила в сфере организации питания в соцучреждениях. Отрасль, за которой давно пристально наблюдает антимонопольное ведомство, не оставляет без работы его сотрудников.
Жаловались как те, кто работает в сфере, так и компании, основной вид деятельности которых далёк от поставок продуктов питания.
ООО "Торговый Дом А. П. Иванов" (комбинат школьного и социального питания, работает с 1993 года) оспаривало закупку на 114 млн по организации питания для девяти школ Фрунзенского района. Части из них компания в этом году поставляла продуктовые наборы. Фирма оспаривала отмену закупки, произведённую по инициативе директора одной из школ. И добилась в конце сентября решения о повторном проведении торгов.
ООО "Консультационная группа ТИМ" ставило под сомнение поставки для школ Московского района (цена вопроса — 168,8 млн). Причём не первый раз. В сентябре УФАС уже предписало внести изменения в извещение. Но, по мнению заявителя, нарушения не были устранены (не содержатся показатели, позволяющие определить требования заказчика к экологическим характеристикам объекта закупки). "Результатом рассмотрения первой жалобы довольны. По второй только ожидаем решения", — пояснили в компании. При этом единственный госконтракт в её активе в 2018 году заключён с РАНХиГС на "оказание консультационных услуг" (анализ законодательства на предмет правового регулирования сферы яхтинга, вариантов порядка предоставления земельных участков и объектов недвижимости для размещения объектов базирования и обслуживания маломерного флота).
"Наши юристы действительно представляли интересы другой организации, которая занимается организацией питания для школьников. Мы часто сопровождаем клиентов в спорах, связанных с закупками: иногда от их имени, иногда от своего — это зависит от желания клиента", — пояснил руководитель отдела правового консультирования "Консультационной группы ТИМ" Илья Трофимов.
Официальной статистики отклонённых заявок за неправильные формулировки нет. Каждый второй, если не первый, поставщик ошибался, когда заполнял конкретные показатели. Введение согласия для всех закупок не решит проблему. В строительных работах этот метод не без эксцессов, конечно, но хорошо прижился. Но для поставки товаров он не подойдёт.
Дмитрий Сидаев
Тендерный эксперт
Стабильно растёт рынок кредитования госконтрактов с помощью различных механизмов — цессии, факторинга, тендерного кредита, в том числе от частных инвесторов. Это ответ на политику отказа от авансирования. 44–ФЗ не запрещает осуществление предоплаты (за рядом исключений), но многие заказчики предлагают только постоплату, то есть перечисление средств после подписания актов по форме КС–2, КС–3. Для многих это становится препятствием для участия в торгах. За последнее время появилось больше ограничений и условий допуска товара из иностранных государств. Однако не все поставщики понимают, как это работает. Ограничения по ряду промышленных товаров, в том числе правило "третий лишний" и ценовые преференции, с одной стороны, дают дополнительные возможности для российских поставщиков. В частности, условия для локализации производства. Но это же правило может быть использовано участниками закупки и с целью исключить из конкурентной борьбы иностранного производителя.
Александр Юдин
Управляющий партнёр адвокатской конторы "Линия защиты"