Профессионалы рынка видят в этом больше минусов, чем плюсов.
Предложений услуг стилистов на рынке масса. Только на платформах–агрегаторах, по экспертным оценкам, зарегистрировано более тысячи специалистов. Средний доход персонального стилиста оценивается в 100 тыс. рублей в месяц. Впрочем, из–за распространения коронавируса данная сфера услуг оказалась на стадии трансформации.
Вирус не помеха
Согласно статистике портала Profi.ru, наибольшее число заказов на услуги персональных стилистов и имиджмейкеров в 2020 году пришлось на период с середины июня до начала сентября. В эти месяцы спрос вырос на 142% относительно весны 2020 года. Но по отношению к 2019 году динамика всё равно оказалась отрицательной.
Представители онлайн–платформы YouDo наблюдали пик спроса в сентябре, что может быть связано с началом учебного года. Минимальное число запросов на данный вид услуг было зафиксировано в январе. "В Петербурге прирост исполнителей в подкатегории “Стилисты и имиджмейкеры” составил 48% (по итогам января — начала октября 2020–го в сравнении с аналогичным периодом 2019 года), а в подкатегории “Косметология, макияж” — 43% (за тот же период)", — отметили в YouDo.com.
В пресс–службе сервиса "Яндекс.Услуги" рассказали, что сейчас на платформе зарегистрированы порядка 300 стилистов из Петербурга, что на 50% больше, чем годом ранее. "В период карантина спрос на такой сервис упал примерно на 30%, если сравнивать с тем же периодом прошлого года. Так продолжалось до июля, после чего показатели стали выравниваться. Но рост спроса на услуги стилистов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечался лишь в январе 2020–го, тогда он был на 10% больше максимального значения 2019 года", — уточнили там.
Специалисты отрасли отмечают, что фактора сезонности в спросе на их услуги практически нет. "Бывает логичный спад в январе и июле, когда многие уезжают в отпуска, однако в остальные месяцы количество обращений примерно одинаково. Но в марте–апреле этого года количество заявок на консультации от экспертов моды резко упало. Рост начался с мая, а к августу спрос восстановился до прошлогоднего уровня", — говорит основатель имидж–студии "Жажда стиля" Максим Тимофеев.
Живущие в Сети
Аналитики платформ–агрегаторов подчёркивают, что на фоне общего падения спроса на услуги стилистов и имиджмейкеров во время карантина выросла доля онлайн–консультаций. С приходом пандемии число запросов на эту услугу возросло. В YouDo.com отмечают, что пользователи стали чаще создавать задания с просьбой "шопинг–сопровождения онлайн", "онлайн–разбора гардероба".
Участники рынка называют онлайн–консультирование новым трендом, хотя далеко не все относятся к нему положительно. Максим Тимофеев отмечает, для полноценной работы важно изучить клиента как внешне, так и психологически: увидеть, как он проявляет себя, двигается, общается с окружающими людьми. "Развитие онлайн–направления логично в современных реалиях. К тому же такой формат доступнее и дешевле для клиента. Но оказание услуги через мессенджер или ВКС–платформу носит менее персонифицированный характер, и представление о работе личного стилиста искажается", — говорит он.
С такой оценкой согласна стилист–имиджмейкер Ольга Богадевич, работающая в Петербурге и во Франции. Она убеждена, что личные встречи с клиентом очень важны для работы специалиста. "В карантин мы были лишены многих возможностей", — указывает она.
Наиболее востребованными, по её словам, остаются услуги шопинг–сопровождения, подбор красивых и гармоничных комплектов одежды, советы по выбору причёски и цвета волос.
Тем не менее консультации и подбор образа через Сеть уже опробовали многие представители отрасли. Они отмечают, что клиенты стали задумываться о том, как произвести благоприятное впечатление не только в жизни, но и в соцсетях. "Востребованным стало направление по формированию личного образа в Сети, стиля личного блога и уникального контента, консультирование по Skype", — рассказывает директор имидж–агентства "АРТЭГО" Марина Корнилова.
Вкалывают роботы
Тренду онлайн–консультирования следуют и маркетплейсы. Накануне Lamoda запустила в тестовом формате сервис "Стилист", позволяющий подобрать индивидуальный гардероб. В компании отказались называть "ДП" сумму инвестиций в проект, а также давать прогнозы по увеличению продаж при помощи сервиса. Для консультаций Lamoda планирует привлекать собственных экспертов.
При этом участники рынка считают, что в сотрудничестве с маркетплейсом могут оказаться заинтересованы и сторонние профессионалы. "Для многих стилистов, особенно начинающих, не имеющих собственной базы клиентов, такое сотрудничество может оказаться интересным, поскольку позволит получить готового клиента от уже раскрученного бренда", — говорит Ольга Богадевич.
В США уже несколько лет работает сервис Stitch Fix, который соединяет имиджмейкеров, интернет–магазины и клиентов. "Думаю, российские аналоги тоже выстрелят рано или поздно. Такое сотрудничество интересно всем. И магазинам дополнительный канал продаж, и стилистам работа, и клиентам быстрый результат за небольшие деньги", — подчеркивает Максим Тимофеев.
"Возможно, стилистов в скором времени заменит искусственный интеллект. Заходишь в специальную кабину — тебя сканируют, распознают цветотип кожи, особенности фигуры, типаж. Далее выбираешь, под какой случай тебе нужна одежда, и система автоматически предлагает варианты. Остаётся лишь выбрать понравившийся образ, нажать на кнопку, и курьер принесёт нужный размер одежды", — фантазирует он.
Между тем проекты, применяющие высокие технологии для создания личного образа, уже существуют в реальности. Резиденты технопарка "Ингрия" на основе машинного обучения и компьютерного зрения ScanFace разработали ПО, которое воспринимает изображение с лицом человека как источник данных.
"Проект определяет первое впечатление, которое человек производит на окружающих. У технологии есть функция моделирования внешности под нужные обстоятельства. То есть с его помощью женщины могут подобрать make–up, аксессуары, прическу, которые позволят выглядеть уверенно для собеседования или романтично для свидания. То есть в некотором роде инструмент выполняет функцию имиджмейкера", — объясняет СЕО ScanFace Филипп Жучков.