Рынок чёрного золота во втором осеннем месяце ведёт себя стабильно. Игроки, сохранявшие веру в возвращение цен на докризисный уровень, теперь уповают на любые поддерживающие баланс факторы.
Первую половину октября нефтяной рынок демонстрировал относительное спокойствие, сохраняя цены в районе $40 за баррель нефти Brent. После сентябрьского падения с вершин $45, когда некоторые аналитики уже начали радоваться верно угаданным трендам на восстановление цен до $50 к концу года, котировки стабилизировались. Но всё же без волнений не обошлось. Беспокойство трейдерам доставляла пандемия, которая осенью смогла "повторить". На тревожных ожиданиях сокращения спроса нефтяные цены опустились ниже $40. Не добавили оптимизма и данные о запасах нефти в США, которые оказались выше оптимального для рынка значения.
Как ураганом снесло цены на западнотехасскую WTI — они опустились к отметке $37,7 за баррель. Президент Дональд Трамп в разгар предвыборной лихорадки подхватил злосчастный коронавирус, за компанию заразив супругу. Игроки учли почтенный возраст американского лидера и в итоге обвалили цены на чёрное золото. На момент написания статьи WTI оправилась после кратковременной ямы — но в истории факт зафиксирован.
Протест в поддержку
Пока размах обострения пандемии предугадать не может никто — прогнозы разнятся от аналитика к аналитику и зависят от степени развития у него невроза. Выходит, что предсказать, как будет развиваться экономическая ситуация, меняться уровень потребления нефти и цены, можно, погадав на картах или прибегнув к помощи небесных светил.
Превентивная мера для поддержания статус–кво на рынках — сокращение добычи нефти. Но если одни страны это делают заблаговременно и последовательно, то, например, в Норвегии снижение добычи произошло естественным путем. Буровики Equinor побросали морские вышки и забастовали — в жажде лучших условий труда и большей заработной платы. Начало стачки обвалило уровень добычи на 330 тыс. баррелей в сутки, по данным Норвежской ассоциации нефтяной промышленности (NOG). А это ни много ни мало 8% от общего уровня нефтедобычи в стране. Ответ на предложения, сформулированные профсоюзом Lederne в адрес упомянутой выше ассоциации, инициаторов забастовки не удовлетворил. В начале протеста было неочевидно, добьются ли своего бастующие. Equinor заявляла о намерении сократить около 30% персонала из сферы разведки полезных ископаемых во всём мире к 2023 году в рамках программы снижения расходов, которые несёт компания из–за удара COVID–19 по ценам на углеводороды. Однако протестующие грозили, что, если им не пойдут на уступки, их численность вырастет — равно как и количество приостановленных установок. "Я надеюсь, что эскалации удастся избежать, если NOG вернётся с лучшим предложением", — сказал руководитель профсоюза Lederne Аудун Ингвартсен. Надежды лидера Lederne оправдались — забастовка завершилась после того, как между сторонами было достигнуто соглашение, где среди прочего работникам пообещали поднять зарплату на 4700 норвежских крон.
Разрешение конфликта в Норвегии, а также отступление урагана "Дельта" в США, из–за которого нефтедобывающие предприятия вдоль побережья Мексиканского залива были вынуждены приостановить работу, лишили рынок пусть и кратковременной, но поддержки.
В хорошем настроении
В Baker Hughes подсчитали, что за год количество буровых в мире сократилось на 52%. В сентябре 2020–го их осталось 1019 штук. Снижение числа нефтедобывающих вышек — устоявшийся тренд. Он держится с 2015 года, когда страны–нефтедобытчицы перестарались и залили топливом хранилища, что привело к резкому спаду цен на чёрное золото. Тогда стоимость Brent за каких–то полгода со $110 обвалилась на 50%. За тот же год число действующих вышек сократилось более чем на треть.
При простой логике — сокращение числа буровых ведёт к снижению уровня добычи (привет, ОПЕК) и означает рост цен на нефть.
Вроде бы это хорошо. Но экономика в том числе Норвегии наполовину нанизана на нефтяную иглу, и во многие страны энергоноситель попадает благодаря экспорту от таких же клещами впившихся в недра земли добытчиков. Наблюдая за спорами среди участников соглашения ОПЕК о сокращении добычи, все хотят дорогую нефть, но снижать объёмы выкачивания до установленных уровней торопится не каждый.
Однако есть и те, кто оптимистично смотрит в будущее. Мимо внимания рыночных наблюдателей не проскочило, что Саудовская Аравия повысила цену на флагманский сорт нефти Arab Light для стран Азии. Как сообщает Bloomberg, стоимость выросла на 10 центов за баррель.
Аналитики считают, что это признак уверенности Саудовской Аравии в поддержке рынка соглашением ОПЕК+, даже если вторая коронавирусная волна снова обвалит спрос. Убеждение подкрепилось и обещанием саудовского министра энергетики принца Абдель Азиза бен Салмана трейдерам, что те, культурно выражаясь, очень сильно удивятся, если в своих прогнозах будут делать ставки на низкие цены.
Насколько оправдан оптимизм Минэнерго Саудовской Аравии, будет ясно, вероятно, к следующей встрече ОПЕК, которая состоится в конце ноября.