Несмотря на высокий спрос, производимые в области ягоды остаются лишь сезонным продуктом.
Промышленным садоводством и выращиванием ягод в 47–м регионе занимаются три крупных производителя: ООО "КФХ Брод" в Лужском районе, ООО "Сельскохозяйственная производственная компания "Плодово–ягодная" в Ломоносовском и ООО "Утконос" в Приозерском, а также 14 крестьянских фермерских хозяйств. Площадь насаждений в плодоносящем возрасте составляет 43 га.
По данным комитета по АПК Ленобласти, на 12 октября в регионе собрано 155,5 т ягодных культур: 100,9 т садовой земляники (клубники), 36 т малины и 18,6 т чёрной смородины.
Некоторое время назад областные власти взяли курс на возрождение промышленного садоводства. Этому должна поспособствовать закладка новых садов на территории уже имеющихся ягодных хозяйств.
Инвестиции в сады
К 2023 году в Ленобласти должны появиться сразу два плодово–ягодных сада. Крестьянское фермерское хозяйство "Брод" реализует проект в Лужском районе площадью 300 га. Инвестиции составят 200 млн рублей. Второй ягодный сад площадью 60 га будет заложен СПК "Плодово–ягодная" в Ломоносовском районе, предполагаемый объём финансирования — 45 млн рублей.
Генеральный директор исследовательской компании "Технологии роста" Тамара Решетникова отмечает, что сейчас основная часть свежих ягод, продаваемых в рознице вне сезона, — это импорт. Речь о клубнике, малине, ежевике, голубике, смородине и крыжовнике. По её словам, внутренний спрос до сих пор не покрыт. Однако в этом году предложение российских ягод оказалось шире, чем в прошлом, благодаря увеличению ягодных плантаций в Центральном, Южном и Северо–Кавказском федеральных округах.
Генеральный директор Ягодного союза Ирина Козий также отмечает, что спрос на местную ягоду на российском рынке всё ещё превышает предложение. Это можно проследить даже на примере небольшой фермы "Ягодный хутор" в Лужском районе Ленобласти. Хозяйство выиграло областной грант "Агростартап" в 2019 году и приобрело на него оборудование для выращивания клубники. Владелец фермы Яна Коваленко отмечает, что реализует в день 600 кг ягод. По её словам, от оптовых баз Петербурга поступает много звонков, но полностью покрыть спрос с их стороны хозяйству не удалось.
О дефиците местных садовых ягод рассказал "ДП" и управляющий директор ООО "Ягоды Карелии" Александр Самохвалов. При этом он отметил, что сейчас хозяйства Карелии, Тверской, Московской и Ленинградской областей активно закладывают новые сады. Поэтому, по его прогнозу, дефицит ягод, скорее всего, продержится ещё в течение 2–3 лет. "В Карелии год назад было лишь одно хозяйство, которое выращивало клубнику. Сейчас их уже 40, и у всех в следующем году ожидается крупный урожай", — добавляет Александр Самохвалов.
Голодная зима
Новые сады в Ленобласти, которые начнут плодоносить к 2023 году, будут обеспечивать Петербург продукцией только с мая по сентябрь. Для того чтобы удовлетворить спрос в зимний период, необходимы масштабные тепличные комплексы, спроектированные специально под выращивание ягод. Однако реализовать такие проекты компаниям пока не под силу из–за большого объёма инвестиций и продолжительного срока окупаемости.
Поэтому данную нишу занимают крупные агрохолдинги, но они предпочитают развиваться в более южных широтах. Например, компания "ЭКО–культура" (один из самых крупных производителей овощей закрытого грунта, имеющий в том числе тепличный комплекс в Ленобласти) вложила в выращивание ягод 14 млрд рублей. Она планирует реализовать проект в Кабардино–Балкарии к 2022 году. Компания будет отправлять продукцию в Петербург и другие регионы России. Поставки будут происходить только в свежем виде.
Тамара Решетникова считает, что строительство тепличных комплексов — позитивный сигнал для отрасли. Вопрос заключается в том, не окажется ли себестоимость производства слишком высокой. "Хотя если у нас идут поставки свежих ягод из Южной Америки зимой, такие местные проекты должны оказаться коммерчески выгодны", — добавляет она.
В период межсезонья, с октября по апрель, полки розничных магазинов полностью занимает импортная ягода. Основная часть поставок осуществляется из–за океана — из Чили, Перу, Аргентины и других латиноамериканских государств. Именно эти поставки во многом и приводят к тому, что стоимость килограмма ягод в рознице превышает 1 тыс. рублей. Ирина Козий добавляет, что крупными импортёрами являются также Марокко и Испания. Кроме того, ранней осенью вместе с российским урожаем в отечественной рознице можно увидеть ягоды из Сербии, Польши, Белоруссии и с Украины.
По словам Тамары Решетниковой, если ягоды будут выращиваться внутри страны, цена реализации производителя и стоимость в рознице должны быть гораздо ниже, чем на импортную продукцию, за счёт экономии на логистике. Соответственно, как только цены на свежую ягоду будут падать, может начать расширяться число потребителей несезонных ягод, что в конечном итоге позволит наращивать объёмы продаж.
Ягода может расти не только на даче
Пока России в этом смысле до Европы ещё далеко. "Среднее потребление на душу населения несезонных ягод в странах ЕС минимум в 3 раза выше, чем в России", — говорит Тамара Решетникова. Схожая статистика и у президента Ассоциации садоводов России Игоря Муханина. Он отмечает, что ежегодное потребление ягод в странах ЕС составляет более 120 кг на человека. Росстат не считает потребление ягод — только вместе с фруктами. Но даже эта цифра в России, с учётом фруктов, ниже европейской — 108 кг, в Петербурге — 85 кг.
По словам Игоря Муханина, сейчас на российском рынке спрос на ягоды удовлетворяется за счёт отечественной продукции не более чем на 10%, да и то только в сезонное время. "Полностью удовлетворить спрос с помощью закладки ягодных садов — это только фантазии. Для достижения данной цели потребуются десятки лет", — резюмирует собеседник "ДП".
По оценкам экспертов компании "Технологии роста", более 90% потребляемых в России ягод выращивается в садах населения, то есть на дачных участках и на личных подворьях. Российский потребитель не приучен к ягодам как товарному продукту.
Но даже если не удастся наладить круглогодично отечественные поставки ягод, развивать сезонное производство тоже необходимо, отмечает Ирина Козий. "Популярность товарной ягоды сейчас растёт и будет увеличиваться дальше, так как потребители уже узнают такую продукцию и понимают, что ягода, выращенная неподалёку от места потребления, будет слаще, свежее, вкуснее и полезнее, чем привезённая издалека", — добавляет она.