Смольный пытается успеть с особой тщательностью проработать транспортную реформу. Но сроки, отведённые на подготовку необходимых документов, намекают на формальность этих действий.
По заказу ГКУ "Организатор перевозок", подведомственного комитету по транспорту, АО "Институт “Стройпроект”" в срочном порядке разрабатывает комплексную схему организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом (КСОТ) в Петербурге. Достаточно сложный и объёмный документ проектировщики должны подготовить уже к декабрю 2020 года, хотя контракт был заключён только в октябре. Власти объясняют срочность нависающими над ними сроками заключения контрактов по новой модели транспортного обслуживания, а эксперты не верят в успех "такого предприятия".
Галопом к реформе
КСОТ — один из документов планирования, определяющий основные цели и приоритеты транспортного развития города в части пассажирских перевозок: как будет развиваться маршрутная сеть, как она будет удовлетворять существующий и перспективный спрос и вплоть до тарифных меню. "Стройпроект" должен разбить все мероприятия на два периода: краткосрочный (до 2022 года) и долгосрочный (до 2028 года). В первом должны быть учтены быстрые мероприятия по улучшению текущей сети и на текущем объёме перевозок, во втором — уже серьёзные изменения каркаса и формата перевозок, в том числе изменения в объёме пассажиропотоков, объясняет урбанист и специалист по городскому и транспортному планированию Алексей Радченко. Года выбраны не случайно: они привязаны к срокам транспортной реформы, которую новое руководство Комтранса называет новой моделью транспортного обслуживания.
"У нас сдвинулись сроки, с 2020–го на 2022–й. Срок контрактов, которые будут заключены, съезжает до 2028–го. Понятно, что до 2028 года много воды утечёт, — прокомментировал "ДП" председатель комитета по транспорту Кирилл Поляков. — У нас была критика со стороны районов, в том числе по Документу планирования регулярных перевозок, который был утверждён, выпали некоторые территории. Плюс появились новые типы подвижного состава. Если раньше в рамках транспортной работы у нас были только автобусы большой и средней вместимости, то сейчас появился класс малой вместимости с возможностью перевозки маломобильных граждан. К 2028 году поменяется и карта социальных объектов. Исходя из этих постулатов, мы приняли решение заказать профессиональное исследование, согласовать его с экспертами".
С учётом оптимизированной маршрутной сети, по словам Полякова, будут утверждены изменения в Документ планирования и проведены аукционы. Их итоги планируется подвести в марте 2021 года, соответственно, разместить на портале госзакупок нужно уже в феврале. "Все расчёты мы должны сделать в январе, чтобы со всеми согласовать", — пояснил Поляков, комментируя небольшой срок подготовки КСОТ.
Эксперты в транспортной отрасли говорят, что на разработку подобного документа необходимо минимум полгода, а лучше год. Ни о каком месяце–двух в таком большом городе, как Петербург, речи быть не может.
"Есть два варианта. Это либо работа, которая будет сделана очень формально, поверхностно и ляжет на полку, потому что применять её будет нереально ввиду её недетальности и, скорее всего, некорректности. Второй вариант — кто–то уже давно этой работой занимается, и сейчас просто идёт её формализация и оплата. Я не слышал, чтобы в последние полгода подобная работа велась, а выполнять её скрытно почти невозможно, потому что необходимы данные информационных систем, участие профильных специалистов или внешних экспертов, которых крайне мало. Методом исключения остаётся первый вариант", — говорит источник "ДП", близкий к транспортному блоку Смольного.
Ещё один источник намекает на указ сверху. Алексей Радченко между тем выражает надежду, что "подрядчик имеет множество готовых наработок, которые позволят уложиться в срок, выполнив качественную работу". Тем не менее вопрос, положат ли КСОТ просто в стол, как сделали многие города, или будут использовать для развития Петербурга, остаётся открытым.
Где логика?
Хоть юридически власти Петербурга и могли проводить транспортную реформу без КСОТ, последовательными их действия назвать трудно. Чиновники сперва своими силами просчитали все маршруты, провозную возможность подвижного состава, подготовили расписание для реформы, а потом всё остановили и начали с самого начала — с разработки КСОТ. По логике, сначала нужно разработать глобальный документ, а потом детализировать его до количества рейсов, расписания и так далее.
"Нынешней документации достаточно. Её проблема только в том, что она не имеет под собой никакого обоснования, кроме экспертного. Поэтому такая работа (КСОТ. — Ред.), конечно, нужна, но не в такие авральные сроки. Либо надо было заказывать раньше, либо откладывать аукционы на полгода вперёд и ставить более реальные сроки", — говорит источник "ДП" в Смольном.
После работы "Стройпроекта" Документ планирования, основной документ для проведения транспортной реформы, конечно, пересмотрят, но как именно, эксперты однозначно сказать затрудняются. Одни считают, что возможно сделать только перераспределение зон проникновения разных видов общественного транспорта на разных маршрутах. Условно, автобусы где–то заменить на троллейбусы с увеличенным автономным ходом. Другие полагают, что можно ещё изменить количество и тип подвижного состава, провозную возможность того или иного маршрута. "Существенно, конечно, ничего уже измениться не может, времени на это нет. Сама основа перемен остаётся та же — просто КСОТ должен дать принимаемым решениям обоснования (или заменить те решения, которые обосновать нельзя), этого раньше не было", — полагает источник "ДП" в Смольном.
Часть собеседников издания в транспортной отрасли связывают разработку КСОТ с новым руководством Комтранса, которое иначе смотрит на транспортную реформу, нежели предыдущее. "Вероятно, КСОТ просто станет аргументом для изменений, которые хочет внести в Документ планирования новое руководство Комтранса. Будет бумажка, подтверждающая, что делать нужно не так, как предшественники предлагали, а по–другому. А чтобы задать новый вектор, нужно обоснование", — говорит один из транспортных экспертов.
Реформа реформы
Если к 2022 году глобальных перемен всё же ждать не стоит, на это и деньги в бюджете вряд ли найдут, то в перспективе до 2028–го проектировщики смогут развернуться: запланировать "реформу реформы" и сделать всё красиво, как в других планировочных документах, с "красивыми" и далёкими сроками.
При этом некоторые собеседники "ДП" предполагают, что с началом транспортной реформы КСОТ устареет, поскольку всё изменится: пассажирские корреспонденции, их устойчивость, количество и др.
"Контракты заключают на очень большой срок, они “зацементируют” всё на 5 лет вперёд, а по 44–ФЗ изменения можно будет вносить только в рамках 10% от цены. Этого не хватит даже на корректировку транспортной работы, которая за этот срок неизбежно увеличится, — говорит один из транспортных экспертов. — Нормальным подходом было бы заключить брутто–контракты на год–полтора, чтобы собрать необходимые данные по уже новой маршрутной сети, увидеть нестыковки и не бояться, что с ними придётся жить ещё несколько лет. Исправить ошибки и уже контрактоваться на более длительный срок". Однако такой срок контрактов вряд ли устроит перевозчиков, по крайней мере при необходимости приобретения нового подвижного состава без гарантии его амортизации.
Напомним, сейчас основу заработка перевозчиков составляет выручка, собранная с пассажиров. Смольный доплачивает субсидии за льготников на социальных маршрутах, где действует регулируемый тариф, в зависимости от подтверждённого километража. Брутто–контракты сделают Смольный "единоличным кошельком", из которого будет оплачиваться транспортная работа (километраж) перевозчиков, а также все промахи чиновников.
Реальных же изменений в транспортной среде, по мнению собеседников "ДП", можно ждать с 2024–2025 годов, когда сначала городских перевозчиков, "Пассажиравтотранс" и "Горэлектротранс", акционируют, а затем меньше чем через год разыграют всю их маршрутную сеть на аукционах. До этого срока ГУПы, напомним, не трогают.