С понедельника, 9 ноября, в петербургских торговых центрах перестанут работать фуд-корты. Их вклад в ежемесячный оборот ТЦ, по оценкам экспертов, составляет 15-20% от общего объёма. Закрытие безусловно отразится на доходах как владельцев комплексов, так и отдельных операторов. Аналитики и участники рынка допускают полное закрытие торговых центров.
Вопрос о введении повторных ограничений подняли депутаты петербургского Законодательного собрания в среду, 4 ноября. Парламентарии обратились к губернатору Петербурга Александру Беглову с требованием частично закрыть, либо существенно ограничить по времени и числу посетителей торговых центров, а также ночных клубов, баров и ресторанов. Такие меры депутаты предложили для снижения роста заболеваемости коронавирусом.
На следующий день, 5 ноября, Беглов подписал постановление о введении новых ограничений в связи с распространением коронавируса. В числе прочего губернатор постановил с 9 по 29 ноября приостановить работу фуд-кортов и фуд-плейсов, за исключением расположенных на вокзалах, в аэропорту, на АЗС.
Вице-губернатор Петербурга Евгений Елин назвал закрытие фуд-кортов в торговых центрах "наиболее болезненной мерой". "Мы рассматриваем фуд-корты не как предприятия общественного питания, а как места проведения досуга", — подчеркнул он.
Неизбежное падение
Фуд-корты и кафе являются одной из важных составляющих работы любого торгового центра. Их закрытие неизбежно приведёт к падению трафика и потере мелких операторов фуд-холлов, считают эксперты.
"В некоторых комплексах это приведёт к полному закрытию части арендаторов фуд-корта, так как у них нет финансовой "подушки", которая позволила бы пережить этот карантин. Кроме того, пострадали и пострадают снова операторы сферы услуг, чья деятельность взаимосвязана с трафиком. Общее снижение посещаемости отразится на оборотах практически всех товарных групп", — сказала партнёр Colliers International Анна Никандрова.
Вклад фуд-кортов в ежемесячный оборот торговых центров составляет около 15-20% от общего объёма, их закрытие сильно отразится на общих показателях дохода — как собственника торгового центра, так и отдельных операторов, отмечает руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate Валерий Трушин. "Люди вернулись в торговые комплексы вне зависимости от наличия там фуд-кортов. Навряд ли работающие фуд-корты вернули бы не 70%, а 90% посетителей", — добавляет Валерий Трушин.
В холдинговой компании "Адамант", под контролем которой находятся 22 торговых центра в Петербурге, рассказали, что в настоящее время спрос на фуд-корты практически полностью восстановился, хотя в первый месяц после полноценного открытия ТРЦ в компании зафиксировали снижение посещаемости на уровне 25%.
"Цифры за октябрь также нас не порадовали: из-за аномально тёплой погоды и падения рубля покупательская активность была ниже, чем год назад и находилась на уровне 70% относительно показателей прошлого года", — добавили в "Адаманте".
Президент Watcom Роман Скороходов отмечает, что в связи с последними событиями большинство людей обеспокоены своим здоровьем и ориентированы в большей степени на семейное потребление еды, поэтому закрытие фуд-кортов не повлияет на трафик в ТЦ.
С ним не согласен руководитель отдела исследований компании JLL Владислав Фадеев. По его словам, сейчас посещаемость торговых центров ниже прошлогодних значений на 25–30% и снижается в последние недели, а после закрытия фуд-кортов она уменьшится ещё больше.
"Оценивать сумму ущерба от закрытия фуд-кортов или даже возможного закрытия ТЦ полностью невозможно, так как финансовой подушки уже нет. Речь будет идти не только о льготах по аренде, многие ритейлеры в случае локдауна просто закроют свои магазины, что приведёт к росту безработицы в том числе", — добавил Владислав Фадеев.
Неэффективное закрытие
Опрошенные "ДП" участники рынка допускают повторное закрытие торговых центров. Однако эффективность этой меры у них вызывает сомнение.
"Да, вероятность повторного закрытия ТЦ есть. Сейчас посещаемость торговых комплексов составляет около 80% от восстановившегося после снятия локдауна трафика. Мы видим, что некоторые люди проявляют осторожность и не посещают торговые центры, однако они находятся в меньшинстве", — сказал Валерий Трушин.
"Вероятность закрытия небольшая, а мера эта эффективна не будет. Пока работает общественный транспорт и метро, где происходит наибольшее количество контактов, закрытие ТРК кажется сомнительным решением", — сказала Анна Никандрова.
По её словам, посещаемость ТРК уменьшается от недели к неделе вместе с увеличением заболевших, так как многие стараются избегать мест большого скопления людей.
"Торговый центр представляет собой место, в котором люди не только совершают покупки, проводят досуг, но также работают, обеспечивая себе жизнь, а это является немаловажным фактором при решении вопроса с ограничениями или закрытиями объектов", — добавляет Анна Никандрова.
В "Адаманте" считают, что решение властей о закрытии ТРЦ будет зависеть от динамики распространения коронавирусной инфекции в городе. "Какие-то ограничительные меры власти всё же вынуждены будут ввести. Но возможно, они не будут настолько кардинальными, как весной", — надеются в компании.
Новогодние традиции не отменят
Несмотря на вводимые ограничения, ТЦ начали подготовку к Новому году. Декабрь обычно является самым удачным месяцем в году для ритейлеров, поэтому торговые центры прилагают максимум усилий, чтобы шоппинг для посетителей в это время был максимально безопасным, отмечает Владислав Фадеев.
Тем не менее в этом году вряд ли стоит ожидать праздничных мероприятий, но новогодняя атмосфера в ТРЦ всё же будет. "В связи с ведёнными ограничениями, торговые центры не планируют какие-либо оффлайн праздники и активности. Но многие ведут работы для создания новогодней атмосферы. Посетителям особенно важно сейчас находиться в уютной и комфортной обстановке, а новогоднее оформление добавит радостного настроения от предстоящих праздников", — сказала Анна Никандрова.
"Да, мы уже начали украшать наши центры. По посещаемости, мы прогнозируем уровень предыдущего года", — сказал владелец торговых комплексов "Мебель Сити", президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности (АМДПР) Александр Шестаков.
По оценкам Colliers International, посещаемость ТРЦ в декабре будет ниже предыдущего года — этому способствует рост заболеваемости, уменьшение доходов и покупательской способности.
При этом в "Адаманте" настроены оптимистично. "Если не будет полного локдауна, то прогнозы вполне оптимистичны. Скорее всего, активность в новогодние праздники будет по меньшей мере на том же уровне, что и в прошлые годы. По сути сейчас у людей почти нет развлечений: по-прежнему закрыты многие музеи, театры, кинотеатры, поэтому торговые центры становятся одним из немногих мест, где можно развеяться. Да и желание же людей делать покупки, особенно в новогодние праздники, не исчезает даже в пандемию", — заявили в компании.
По прогнозам IPG.Estate, перед новогодними праздниками посещаемость ТЦ приблизится к 90% от докризисного уровня, а доход самих комплексов вырастет до значений прошлых лет.
"Обычно перед Новым годом и Рождеством в торговых центрах происходит рост посещаемости, так как это одни из самых любимых праздников в стране, и все спешат покупать подарки. В этом году трафик поднимется на уровень 85–90%", — считают в Watcom.
Ограничительные прогнозы
По словам участников рынка, в связи с введением ограничительных мер ежемесячные расходы на содержание торговых центров увеличились на 10–15%.
"Исполнение не сложное, особенно когда в среднем в центре, площадью 20 тыс. м2 находятся 30 посетителей. Безусловно, нормы, которые введены, мы легко исполняем. Но затраты на содержание центра естественно выросли", — сказал Александр Шестаков.
В "Адаманте" сообщили, что для выдачи СИЗ и информирования посетителей о необходимости соблюдения мер безопасности пришлось привлечь дополнительный персонал.
Эксперты считают, что ситуация с коронавирусом вряд ли до конца 2020 года изменится кардинально. "Мы ожидаем восстановление рынка торговой недвижимости в оптимистичном варианте не раньше конца 2021 года", — сказал Владислав Фадеев.
"Посещаемость торговых центров восстанавливается медленнее к концу 2020, чем изначально предсказывалось участниками рынка. В среднем торговые центры недосчитываются около 20% потребителей. А по итогам октября показатель продолжает расти. Свой вклад вносит ужесточение в городе ограничений и частичный перевод персонала компаний на удалённую работу", — добавил аналитик компании Maris в ассоциации с CBRE.