Несмотря на закрытые границы, экспорт IT-услуг в Петербурге остался в плюсе по итогам первого полугодия. А вот продавать IT-оборудование становится всё сложнее.
Экспорт IT–услуг по итогам первого полугодия 2020–го в Санкт–Петербурге составил около $480 млн (без учёта телекоммуникаций, только IT–услуги), подсчитали в компании "Руссофт". Это 22% от аналогичного показателя для всей России.
Эксперты отмечают: на удивление, петербургские экспортёры в принципе переживают год неплохо. "Есть даже некоторый рост несырьевого экспорта — 4%. Пандемия не сильно сказалась на экспорте IT–услуг. Более того, она достаточно сильно подстегнула мир к освоению различного рода информационных технологий. И это положительный фактор, который вкупе с падением курса рубля сыграл IT–экспортёрам на руку", — считает доктор экономических наук, декан Школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ — Санкт–Петербург Елена Рогова.
В итоге за половину 2020 года прирост экспорта телекоммуникационных, компьютерных, информационных услуг из Петербурга в сравнении с аналогичным периодом 2019–го составил 11%, а по всей России — 9%.
Как полагает аналитик "Руссофт" Дмитрий Желвицкий, исторически петербургские компании больше ориентированы на внешний рынок, чем на российский. Даже если сравнивать с московскими компаниями. А в сравнении с компаниями из других городов петербургские айтишники более активно работают в Северной Европе.
Вечные странники
Несмотря на обобщённые цифры аналитики, опрошенные "ДП" представители компаний всё–таки оптимизма не разделяют и заявляют о ряде проблем, возникших из–за пандемии. "Когда границы закрылись, стали буксовать сделки. Для многих, например, критически важно знать партнёра, иметь возможность лично пожать руку. Отменились презентационные мероприятия — а как продать софт в новой стране, если там его никто не знает? Наконец, кризис всё–таки глобальный, иностранные заказчики тоже стали меньше покупать", — подчёркивает Сергей Ожегов, генеральный директор "СёрчИнформ".
Другая проблема для российского IT в том, что, выйдя за рубеж, мало кто может там закрепиться. "Всё сводится к “бизнес–туризму”: мы ездим, общаемся с заказчиками, представляем свои продукты, а дело не движется. Вместо этого российским экспортёрам нужно объединять усилия и создавать за рубежом “точки опоры”: арендовать совместные офисы, call–центры, нанимать иностранных специалистов, которые помогали бы в продвижении. То есть вкладываться в инфраструктуру. Это небыстрая, но эффективная работа, которая окупится уже через 2–3 года", — говорит Сергей Ожегов.
Отдельные ограничения за рубежом тоже могут сдерживать экспорт. "Во многих странах достаточно жёсткое законодательство, необходимо решать вопросы о регистрации результатов интеллектуальной деятельности, интеллектуальной собственности. Особенно много сложностей в Китае", — считает Елена Рогова.
Для всех российских компаний можно отметить общую тенденцию: постепенно снижается доля традиционных для наших разработчиков рынков США и ЕС и растёт доля новых рынков: Азии, Африки, Ближнего Востока, Южной Америки.
"Железо" пока закаляется
В то же время экспорт компьютерного оборудования скатился в глубокую яму. Объёмы российского экспорта IT–продукции (оборудования и компьютерной техники) в первом полугодии 2020–го по сравнению с аналогичным периодом 2019–го снизились на достаточно чувствительную для этого рынка цифру 31,4%, сообщил "ДП" Николай Якушев, эксперт по вопросам внешнеэкономической сферы и член World Economics Association.
"В Санкт–Петербурге наблюдается ещё более резкое сокращение — более чем в 11 раз. Это вполне объяснимо: общемировой тренд замедления активности рынков дал такой эффект вкупе с колебанием курса валют", — говорит эксперт.
Для "железа" наиболее популярными рынками сбыта являются страны СНГ (Казахстан, Узбекистан, Белоруссия), так что удачное местоположение Петербурга экспорту уже не помогает. Также появляются тенденции к росту экспорта в страны БРИКС (Индия, Китай, Южно–Африканская Республика, Бразилия). По мнению Николая Якушева, компаниям имеет смысл рассматривать Анголу и Иран.
"В Европе рынок сложнее, и там в большей степени необходимо ориентироваться на государства, имеющие стабильные экономические отношения с нашей страной", — считает он.
Основной проблемой развития экспорта компьютерного оборудования является его высокая стоимость. "Проблемы импортозамещения нельзя отделять от экспорта. Наш рынок слишком маленький, чтобы по некоторым видам наукоёмкой продукции, требующей массового производства (миллионы единиц), обеспечивать рентабельность", — полагает Дмитрий Желвицкий.
Производители с таким мнением согласны. Как отмечает генеральный директор "Базальт СПО" Алексей Смирнов, компаниям важно занять объём рынка, необходимый для получения средств на дальнейшее развитие производства и разработки.
Он надеется, что решение о закупке отечественных серверов и систем хранения данных (СХД) госкорпорациями будет этому способствовать.
"Сегодня основная проблема российских производителей процессоров и систем на их основе (это МЦСТ, “Байкал”, “Миландр” и ещё несколько компаний) в основном не в том, чтобы создать более мощные процессоры. С технологиями есть много сложностей, но они преодолимы, и тот же МЦСТ демонстрирует очень уверенный рост производительности с каждым поколением “Эльбрусов”, он довольно конкурентоспособен, — считает генеральный директор ГК DZ Systems, создатель “Яндекс.Маркета” Дмитрий Завалишин. — Проблема в том, что себестоимость отечественных процессоров и компьютеров велика, так как объём выпуска очень мал. Затраты на R&D распределяются на малый объём продукции и сильно её удорожают".
Пока цена не снизится, считает эксперт, коммерческий клиент никогда не перейдёт на отечественный процессор. Массово производимые и потому дешёвые Intel и AMD всегда побеждают.
Выйти из этого порочного круга можно, лишь сформировав для отечественных процессоров рынок искусственным путём.