Экономический кризис просто подталкивает к принятию подобных решений.
Завтра на заседании городского правительства будут рассмотрены два ключевых для дальнейшей инвестиционной деятельности законопроекта — "О региональных инвестиционных проектах" и об изменениях в действующий городской закон "О налоговых льготах". Подготовивший документы глава комитета по экономической политике и стратегическому планированию Валерий Москаленко объяснил корреспонденту "ДП" свои резоны.
Как стало понятно, что у бизнеса есть запрос на введение новых льготных мер?
— На сегодняшний день в городе уже действует ряд налоговых преференций, которые являются стимулом для привлечения инвестиций. К основным инструментам, предоставляющим ряд налоговых преференций для предприятий города, можно отнести участие в специальных инвестиционных контрактах (СПИК), деятельность на территории особой экономической зоны (ОЭЗ) и предоставление инвестиционного налогового вычета.
Но каждый из них узкопрофилен и имеет свои ограничения. Так, чтобы стать резидентом ОЭЗ — одни условия, а чтобы стать участником СПИК, необходимо заключить трёхсторонний договор, участниками которого также будут являться Российская Федерация и субъект РФ, инвестиционный налоговый вычет ориентирован на модернизацию действующих производств.
Кроме того, действует ряд налоговых льгот для вложений от 300 млн и от 850 млн рублей. Но они заканчивают своё действие в ближайшие 2 года в силу изменений в Налоговом кодексе. И фактически для инвесторов, которые захотят инвестировать в создание новых предприятий, эти льготы работать не будут. Таким образом, у Петербурга сужается инструментарий по привлечению инвесторов и есть объективная необходимость по внедрению новых. Одним из таких инструментов должен стать региональный инвестиционный проект (РИП).
Какие предприятия смогут претендовать на льготы и каковы условия включения в реестр РИП?
— Мы вносим два законопроекта: о РИП и о налоговых льготах для их участников. Как это будет работать: правительство города назначит уполномоченный орган (вероятнее всего, им станет комитет по промышленной политике, инновациям и торговле), куда интересант подаёт заявление о включении в реестр РИП. Сам реестр будет вести ФНС.
Условием для включения в реестр РИП является отсутствие обособленных подразделений предприятий в других регионах и реализация единственным участником. Основные критерии РИП — это вложение инвестиций за 3 года от 50 млн до 500 млн рублей и за 5 лет свыше 500 млн рублей и выше.
Также 90% выручки организации должны быть от реализации продукции нового производства, либо организация обязана вести раздельный налоговый учёт. Ограничений по количеству работающих нет, численность персонала зависит от потребностей нового производства. Всё исходит из логики запуска нового производства.
Механизм для получения статуса РИП уже регламентирован Налоговым кодексом, и документы для подачи стандартизированы, мы ничего дополнительно не устанавливаем. Декларация имеет заявительный характер, если по формальным признакам документы соответствуют требованиям, инвестор включается в реестр.
Ключевой сегмент, куда необходимо привлекать инвесторов, по нашей оценке, — это обрабатывающие производства. Это целенаправленная работа по привлечению инвестиций в промышленность. На сегодня порядка 17% занятых работают в промышленности и генерируют 49,2% всех налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ от города.
В то же время промышленность является наиболее капиталоёмкой отраслью экономики города. При этом эффект от инвестиций в промышленность носит долгосрочный характер и имеет более широкую налоговую отдачу, в том числе за счёт создания новых рабочих мест.
Что даёт бизнесу статус регионального инвестиционного проекта?
— Мы предлагаем снизить региональную ставку налога на прибыль до 10%, при этом федеральная часть обнуляется. Кроме того, вводится освобождение от регионального налога на имущество, которое будет задействовано в производстве. Также, в отличие от СПИК, носитель статуса РИП может пользоваться правом льгот, пока сумма сэкономленного налога не превысит объём вложенных инвестиций либо сравняется. Мы надеемся, что законопроект будет принят в ЗакСе Санкт–Петербурга до конца 2020–го и заработает с 2021 года. Тогда у предприятий будет возможность инвестировать и получать возврат инвестиций в сегмент экономики, который для города является приоритетным.
Аналогичные меры по снижению ставки налога на прибыль до 10% в начале года уже ввели в Ленинградской области. Как вы оцениваете опыт соседей?
— Пока преждевременно давать оценку опыту коллег, поскольку у них ещё не закончился налоговый период. Они ждут результатов, точно так же как и мы по инвестиционному налоговому вычету, который ввели в начале года, и в лучшем случае какие–то результаты будут только к весне 2021 года.
Но было бы интересно увидеть результат коллег: объём заявленных инвестиций, в какие отрасли будет направлен основной объём инвестиций. При этом, вероятнее всего, реальные результаты мы сможем увидеть через 2–3 года, потому что инвестиционный цикл занимает определённое время. Другими словами, всего за один год сложно создать новое производство и выйти на выручку, обеспечивающую прибыль.
На сегодняшний день порядка 27 регионов используют этот механизм. Регионы России находятся в определённой конкуренции за инвесторов. В нашем случае с Ленинградской областью другая история, потому что у нас достаточно прагматичные и понятные взаимоотношения.
Ранее мы договаривались с правительством Ленинградской области синхронизировать меры поддержки инвесторов. Кроме того, у нас разные ниши, и мы предлагаем разные сегменты экономики для инвесторов. Если ключевой ресурс Ленинградской области — широкое предложение по "земельному банку", в том числе для транзитно–транспортных проектов, то у нас таких возможностей нет, наш главный ресурс — высококвалифицированный кадровый потенциал.
Исходя из этой логики в том числе создавалась наша ОЭЗ, которая работает в области приборостроения и фармацевтики. Годы показали, что мы сделали правильный выбор сегмента. Но у инвестора всегда есть выбор, где он разместит производство.
Какие сложности могут возникнуть с применением льгот на практике? Есть ли риск получения выпадающих доходов?
— В данном случае нельзя говорить о выпадающих доходах бюджета, поскольку нет производства — нет прибыли. Для начала надо внедрить инструментарий. Позиция, с которой мы подошли, соответствует экономической логике — объём вложений должен компенсироваться, и это создаёт стимул для инвесторов.
Более того, уже не один десяток лет такая тактика применяется во всем мире в борьбе за инвестиции. Не считаю, что это выпадающие или недополученные доходы. Напротив, это инструментарий, который поможет нарастить доходы бюджета в будущем.
Важно отметить, когда мы говорим об экономическом эффекте, надо рассматривать горизонты жизненного цикла проектов хотя бы на расстоянии 10 лет. Например, если говорить об ОЭЗ, то со временем 35 компаний–резидентов вышли на прибыль и обеспечили налоговые поступления в размере 18,3 млрд рублей в консолидированный бюджет. Из них 8,3 млрд рублей — в бюджет Петербурга. Поэтому, говоря о РИП, в горизонте 10–15 лет можно быть уверенным, что будет обеспечено положительное сальдо.