Начальник Госстройнадзора Петербурга отмечает 100 дней на своём посту.
Со времён Наполеона этот период считается первым отчётным сроком для всякого государственного мужа. О том, как изменился вектор деятельности ведомства и как работает служба в условиях ограничений, Владимир Болдырев рассказал "ДП".
Какие задачи прежде всего были поставлены перед службой?
— Все органы власти сейчас переживают цифровизацию. Поэтому я задал вектор на дальнейший переход рабочих процессов в электронный формат. Сегодня государственные услуги и часть административных процедур Госстройнадзора оцифрованы, заявитель направляет нам электронные документы.
Следующий шаг — переход контрольно–надзорной деятельности в цифру. Это улучшит качество проверок Госстройнадзора. Главные приоритеты для нас: открытость, доступность и прозрачность. Любой гражданин Санкт–Петербурга, если он что–то планирует к строительству, демонтажу, реконструкции, должен зайти на электронный ресурс и за короткое время получить информацию о том, какие документы ему необходимо приготовить для обращения в наше ведомство и каков порядок каждой процедуры.
Как пандемия повлияла на работу ведомства?
— Реалии таковы, что из–за пандемии всем органам власти пришлось закрыть личный приём в очном формате. Распоряжением губернатора часть сотрудников переведена на удалёнку. Использование информационных систем позволило нам выдерживать регламентные сроки при оказании государственных услуг.
Мы начали проводить вебинары. Они востребованы. На этих онлайн–встречах руководители наших подразделений рассказывают об изменениях законодательства, о требованиях, о типовых ошибках при подаче документов. Застройщики в режиме онлайн могут задать вопросы и получить консультацию.
Для нас важна коммуникация с гражданами. Это колоссальная работа по взаимному обмену информацией. В этой работе мы используем сразу несколько электронных ресурсов, в том числе социальные сети. Я открыл свои личные аккаунты.
Центр государственной экспертизы, подведомственный Госстройнадзору, помимо госэкспертизы занимается и негосударственной, по сути конкурируя с коммерческими игроками рынка. Нет ли в этом нарушения конкуренции?
— Всё дело в том, что они конкурируют, даже будучи госэкспертизой. Все объекты, которые строятся за бюджетные средства, могут по закону проходить только госэкспертизу. Что касается конкуренции, сегодня есть Координационный совет по экспертизе при Госстройнадзоре, куда входят коммерческие экспертные организации. На каждом заседании мы пытаемся найти единый подход к проверке разделов проекта, что подразумевает единообразную трактовку требований закона.
На мой взгляд, действующее законодательство должно урегулировать эту отрасль и повысить требования к экспертным организациям. Прежде всего для повышения качества проектирования.
Как в службе сейчас трактуют Градостроительный кодекс: продолжает ли действовать разрешение на строительство после смены собственника участка?
— По Градкодексу смена собственника не влечёт отмену разрешения на строительство объекта. Новый собственник обязан уведомить Госстройнадзор о том, что он вступил в право владения земельным участком. Мы проверяем это заявление, делаем соответствующий запрос в Росреестр и, если данные подтверждаются, вносим изменение в действующее разрешение.
Устраивает ли службу практика проведения строительных работ под видом подготовительных? Например, у СКК забили сваи без разрешения на строительство.
— В рамках своих полномочий наше ведомство осуществляет надзор за объектами капстроительства и реконструкции за исключением особо опасных, технически сложных и уникальных объектов. СКК относится именно к этой категории, надзор за этим объектом — полномочия Ростехнадзора.
Вы регулярно лично посещаете объекты строительства. Как проходит подбор локаций, которые нуждаются в особом контроле?
— Я принял решение лично проверять объекты, которые строятся за счёт бюджета Петербурга. Критерий выбора очень прост — это объекты адресной инвестиционной программы, которые готовятся к вводу в эксплуатацию. Всегда есть соцобъекты, к которым существуют нарекания в рамках текущих проверок. На такие рабочие совещания приглашаются заказчик (комитет по строительству), представитель администрации района, будущий пользователь (например, директор школы или заведующий детсадом).
В Петербурге всё активнее используют информационное моделирование и BIM–модели объекта. В чём преимущество BIM и зачем новые технологии нужны госструктурам?
— Крупные застройщики начали разрабатывать информационное моделирование в своих компаниях ещё в 2012 году. Далее Минстрой России, понимая общемировые тренды, обратил внимание всех строителей России на то, что за этими технологиями будущее. В сентябре 2020 года было выдано первое в России положительное заключение экспертизы по проектной документации с BIM–моделью Санкт–Петербургским центром государственной экспертизы (подведомственный Госстройнадзору). Для этого разрабатывались стандарты и регламенты, обучались специалисты, которые могли бы работать с информационными моделями, вносились изменения в действующее законодательство, для того чтобы это всё состоялось. В итоге мы оказались первыми в России среди ключевых регионов (Москва, Московская область и Татарстан), которые внедряют информационное моделирование.
Как массовое внедрение BIM отразится на отрасли в целом, станет ли оно обязательным для всех застройщиков?
— Наша задача сейчас перевести Госстройнадзор на цифровую платформу в рамках BIM–модели. Для этого я создал межведомственную рабочую группу, готово техническое задание. Цифровая платформа находится на стадии разработки и проходит апробацию. Применение BIM–технологии предусматривается при проектировании бюджетных соцобъектов в Санкт–Петербурге с 2018 года, а до конца 2022–го планируется, что все госструктуры России при строительстве зданий и сооружений должны выполнить требование о разработке BIM–модели будущего объекта. В идеале мы сможем получать информацию о текущем выполнении работ от застройщика и контролировать ход работ. Многие из них уже активно используют цифровой контроль. А это контроль всего жизненного цикла объекта — от приёмки материалов до приёмки работ.
Сейчас невозможно загрузить BIM–модель здания в Единый государственный реестр заключений, потому что такой формат пока не поддерживается реестром. Как решается эта проблема?
— Минстрой планирует в 2021 году внести изменение в приказ, которым утверждены требования к электронным документам, дополнив этот перечень форматом, который используется для передачи цифровых информационных моделей. Мы со своей стороны, когда начали разрабатывать стандарты, чтобы получить возможность загрузки проектной документации для проведения госэкспертизы, обращались в Минстрой. Будущее уже сегодня, а пандемия только подстёгивает к тому, чтобы коммуникация между нами качественно менялась.