Бумаги компании выросли на 40% в первый день торгов. Немаловажную роль сыграла предварительная подготовка акционера.
Размещение акций онлайн–ретейлера Ozon Holdings PLC, состоявшееся на прошлой неделе, выделяется из ряда прошедших этой осенью IPO очень сильной динамикой только что вышедших на биржу бумаг. Акции перевозчика "Совкомфлот" второй месяц после размещения торгуются ниже цены первичной продажи, бумаги девелопера "Самолёт" лишь несколько дней колебались выше неё, а потом тоже скатились вниз. Другое дело депозитарные расписки Ozon: в первый же день торгов, 24 ноября, они достигали на Московской бирже 3192,5 рубля, что по текущему курсу превышало $42. Между тем размещение этих бумаг на американской бирже NASDAQ прошло по $30 за штуку. Таким образом, рост цены менее чем за день превысил 40%.
Миллиарды в очереди
Всего Ozon разместил 33 млн расписок на $990 млн. Но, как сообщила компания, организаторы IPO получили 30–дневный опцион на приобретение ещё 4,95 млн акций по цене размещения. Если они его реализуют в течение указанного срока, российский маркетплейс получит в результате IPO почти $1,14 млрд.
В конце прошлой недели цена расписок Ozon на Московской бирже стала проседать и опустилась ниже 3 тыс. рублей. Но она всё ещё оставалась заметно выше $30, так что причин отказываться от покупки по этой цене в рамках опциона у организаторов нет.
Стоимость Ozon накануне IPO большинство экспертов, с мнениями которых ознакомился "ДП", оценивали в $4–5 млрд. Но после сделки с учётом роста котировок его капитализация превысила $7 млрд. И это при том, что Ozon в течение всей своей истории генерирует убытки.
Ажиотаж крепчал
По информации ряда брокерских компаний, в ходе размещения организаторы удовлетворяли не более 5% заявок покупателей. Это означает, что объём спроса превышал предложение в 20 раз и составлял не менее $20 млрд. Часть этого спроса, очевидно, выплеснулась на вторичные торги, что и стало причиной резкого взлёта котировок.
Такой итог был отчасти предсказуем, учитывая дефицит российских эмитентов из IT–сектора и большую популярность их среди инвесторов. Так, американский Amazon, по образу и подобию которого когда–то создавался Ozon, является одним из самых дорогих в мире, а его основатель Джефф Безос — богатейший человек на планете с состоянием более $180 млрд.
В ожидании успешного IPO Ozon бурный рост показывали на бирже акции одного из двух крупных совладельцев ретейлера, АФК "Система". За 2 месяца до сделки их котировки прибавили 70%. А на следующий день после IPO рухнули на 6% — спекулянты стали фиксировать прибыль на сбывшихся ожиданиях.
"Причина высокого спроса кроется, с одной стороны, в уникальности рынка, на котором работает Ozon, а с другой — в отсутствии альтернатив, — рассуждает глава аналитического отдела ООО “Инвест Герои” Александр Сайганов. — У российского рынка значительно (в 2–3 раза) ниже доля проникновения онлайна в ретейле, чем в других странах. У нас 6%, а в Европе и США — 10–20%. При этом рынок онлайн–торговли уже по факту показывает темпы роста около 30% в год, и ожидается сохранение этого тренда. Ozon последние 4 года растёт с опережающим темпом по сравнению с рынком, почти удваивая обороты каждый год. Российский рынок онлайн–ретейла сильно фрагментирован — на долю топ–3 игроков приходится порядка 18%, а в Европе и США доля лидеров выше 40%. Мы считаем, что с привлечёнными финансовыми ресурсами Ozon продолжит увеличивать свою долю рынка, то есть сможет кратно увеличить размер бизнеса в ближайшие 3–4 года".
Однако, по мнению эксперта, через год бумаги Ozon будут торговаться ниже цены IPO, если компании не удастся изменить бизнес–модель.
"Ozon уже в течение двух десятилетий остаётся стабильно убыточным предприятием и лишь наращивает свой чистый долг. Но указанную ситуацию всё же можно признать допустимой для активно растущего перспективного бизнеса, — комментирует управляющий директор ИК “Алго Капитал” Михаил Ханов. — До того момента, когда компания начнёт стабильно фиксировать хотя бы квартальную чистую прибыль, рост стоимости её акций будет затруднен. Я бы не стал исключать, что в течение ближайшего года эти бумаги ещё вернутся к цене своего размещения".
По его словам, крупные долгосрочные инвесторы, вложившиеся в акции Ozon, рассчитывают на то, что эта компания станет российским Amazon, что подразумевает сильный долгосрочный рост стоимости её акций.
"Такой сценарий вполне вероятен, но не гарантирован. Мы знаем одну историю подобного роста. Акции “Магнита” с середины 2006–го по середину 2015–го подорожали почти в 16 раз, — отмечает эксперт. — Надо признать, что успешность размещения акций Ozon в решающей степени связана с очень грамотной предварительной подготовкой к этому со стороны одного из двух крупнейших акционеров интернет–ретейлера — АФК “Система”, которая специализируется на “выращивании” перспективных активов до такого состояния, когда они готовы выйти на IPO или их можно продать стратегическому инвестору. Мы наблюдаем как раз такой случай".
Проторенная дорожка
Александр Сайганов считает, что другие онлайн–ретейлеры, глядя на удачное IPO Ozon, тоже захотят привлечь капитал на бирже в расчёте получить оценку на уровне первопроходца или даже выше.
"Например, Wildberries растёт темпами на уровне Ozon, при этом показывая прибыль последние 10 лет. Вероятно, он мог быть оценен в 4,5–5,5х EV / Sales и привлечь значительные средства для финансирования роста", — указывает он.
Михаил Ханов не исключает такую возможность, но тоже обращает внимание на то, какую роль в недавнем размещении Ozon сыграла АФК "Система".
“
Рост бумаг Ozon — результат переподписки. Это почерк западных организаторов — так размещать хайповые темы, чтобы флипперы (спекулянты) могли перепродать их жаждущим. Можно было бы упрекнуть организаторов в том, что они могли обеспечить эмитенту больший объём капитала по более выгодным ценам. Но не в этом случае. Цена IPO очень высокая, а последующая биржевая — просто космос. Даже грубая экспресс–оценка не даёт больше $5–10 за расписку. Мы, как акционеры АФК "Система", не возражаем против такого развития событий и надеемся, что по этим ценам АФК реализует свой пакет акций, как это было сделано с "Детским миром". Остальные российские онлайн–ретейлеры, скорее всего, попытаются это повторить. Раз кто–то готов оценивать бизнес и предоставлять средства на таких выгодных условиях, то соблазн этим воспользоваться будет очень велик.
Алексей Астапов
заместитель председателя правления УК "Арсагера"
“
Ozon на размещении оценили с дисконтом к аналогам. Компания размещалась по EV / GMV 1.1х, что, например, соответствует уровню размещения польского Allegro, который на открытии вырос на 60%. Ориентир по справедливому уровню можно взять 1,8х EV / GMV, так как темпы роста выручки Ozon за 12 месяцев составили 120% и прогнозируются на уровне 50% в ближайшие 3 года, что выше всех аналогов (темпы роста — 15–35%). Высокие темпы роста подтверждаются низким объёмом проникновения e–commerce в России (7% от товарооборота). 20–кратная переподписка показывает, что рынок хочет и ищет истории роста, которых мало в России. Все, кто может показать рост больше 20% в год в ближайшие 5 лет, могут рассчитывать на щедрую оценку.
Андрей Русецкий
управляющий активами "БКС Мир инвестиций"