Никто из участников автомобильной отрасли Петербурга не мог предположить, с какими испытаниями им предстоит столкнуться в 2020 году. Весной автозаводы остановили конвейеры на несколько недель. Из-за мирового характера пандемии они испытывали проблемы с поставками комплектующих. За этим последовало ослабление рубля, снижение спроса на новые авто и традиционные летние каникулы, во время которых автозаводы налаживают и модернизируют оборудование. Всё это не могло не отразиться на объёмах выпуска, которые снизились и вряд ли восстановятся до конца 2020-го. Представители отрасли убеждены: возвращение будет долгим.
Весенний удар
По официальным данным, в I квартале 2020 года автозаводы Петербурга чувствовали себя неплохо, хотя негативные тенденции уже были заметны. В январе производство автотранспортных средств в городе снизилось на 4,1% к январю 2019 года, в феврале — на символические 0,1%, в марте — на 3,9%, следует из данных Петростата. Однако II квартал стал катастрофическим для отрасли. Падение в апреле (по сравнению с тем же месяцем 2019 года) составило 86,4%, в мае — 41,1%, и только в июне наметились признаки некоторого восстановления: снижение составило 9,5%. Третий квартал был более позитивным. Сокращение объёмов производства в июле составило 14,4%, в августе — 0,4%, а в сентябре отрасль впервые с начала года продемонстрировала месячный прирост — на 26,8%. Но оправиться от локдауна пока не удаётся. По оценкам Петростата, ИПП в разделе "автотранспортные средства" снизился в январе–сентябре на 16,6% к аналогичному периоду 2019 года.
Вынужденный простой у петербургских предприятий Nissan, Toyota и Hyundai длился разное время. Так, завод "Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус" (ХММР) не работал 2 недели, затем запустился в одну смену, а на двухсменный график перешёл после майских праздников. Toyota запустила конвейер 12 мая и сразу в полном объёме. Выпуск на "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус" был приостановлен с конца марта по середину мая.
Руководители предприятий срочно вводили меры допзащиты по требованию властей: переводили офисных сотрудников на удалённый режим, закупали антисептики и СИЗ, устанавливали системы для автоизмерения температуры, наносили в цехах и столовых разметку для дистанции. А топ–менеджмент российских представительств автоконцернов решал, как сократить остатки на складах и восстановить разорванные цепочки поставок автокомпонентов с заводов в Европе и в Азии.
Читайте также:
ТОП 100
ТОП-100 — 2020
Расширяя сбыт
Все петербургские автозаводы обновили выпускаемый ими автомобильный ряд. "Тойота Мотор" в октябре 2019–го запустил производство нового поколения своего внедорожника RAV4. ХММР в 2020–м — выпуск обновлённого Hyundai Solaris и Hyundai Creta, летом модернизированный KIA Rio, а в ноябре — KIA Rio X. "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус" в сентябре приступил к производству обновлённого внедорожника Nissan X–Trail, в октябре — кроссовера Nissan Qashqai.
Toyota и Nissan отказались от майского повышения цен. Toyota сохранила прайс на модельный ряд до конца мая. А Nissan и вовсе вернул мартовские цены на три модели из четырёх на российском рынке. Они подешевели на 1,8–3%, отмечали эксперты сайта "Цена Авто".
В дальнейшем компании старались максимально расширить каналы продаж, включая экспорт, каршеринг и аренду. Так, "Хёндэ Мотор СНГ" в мае запустил программу долгосрочной аренды авто для юрлиц Business Mobility. Аналогичный продукт для физлиц стартовал ещё осенью прошлого года. В сентябре свой KiaMobility запустила KIA, включив в перечень арендуемых автомобилей и KIA Rio — самый популярный в стране автомобиль завода.
Кроме того, Hyundai продолжает делать ставку на развитие экспорта, сконцентрировавшись на поставках в страны ЕврАзЭС (в первую очередь в Казахстан и Белоруссию). В августе казахстанская "Азия Авто", владеющая автозаводом "БИПЭК", получила кредит 2,14 млрд рублей на покупку у ХММР около 1 тыс. машинокомплектов, которые затем соберёт методом крупноузловой сборки. "По экспорту (по итогам года. — Ред.) мы прогнозируем поставки более 18 тыс., то есть даже больше, чем в прошлом году (16,6 тыс.)", — уточняют в пресс–службе ХММР.
Аналогичной стратегии придерживается и завод "Тойота Мотор", автомобили которого популярны в Казахстане и Белоруссии. В мае предприятие начало экспорт Toyota Camry и RAV4 в Армению.
Nissan же сделал ставку на развитие каршеринга: в феврале объявлено о продаже 1 тыс. новых автомобилей Nissan Qashqai каршеринговому сервису YouDrivе. Всего с конца прошлого года компания добавила в автопарк 1500 машин этой модели. В июне "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус" подписал соглашение с АО "Сбербанк Лизинг" о сотрудничестве по программе лизинга для юрлиц.
Позитивные ожидания
В 2019 году чиновники старались подготовить платформу для развития автопрома. Все автоконцерны, имеющие производства в Петербурге, заключили специальные инвестиционные контракты (СПИК) с Минпромторгом РФ и со Смольным. Их суть в том, чтобы привлекать российских производителей к разработке и поставке компонентов на свои предприятия. Компании обязались открывать в России центры по разработке новых технологий. С тех пор не утихают обсуждения, будут ли в ближайшее время в Петербурге производить новые модели или же нет. Ответа пока нет.
С большой долей вероятности новых моделей можно ждать от Hyundai, которая обзавелась в этом году новой производственной площадкой. По мнению участников рынка, в этом назрела необходимость и у компании Nissan. По некоторым данным, на развитие этого завода планируется направить около 12 млрд рублей. "Сейчас автомобили выпускаются на заводе 5 дней в неделю в одну смену, однако периодически завод работает в выходные дни для удовлетворения существующего уровня спроса на рынке", — аккуратно говорят в пресс–службе российского представительства Nissan.
“
Используя ультрасовременные технологии на базе собственных исследовательских центров, компания Hyundai Motor постоянно развивает и совершенствует линейку автомобилей.
Сон Кёнгсу
Генеральный директор "Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус"
“
"Тойота Бошоку" стремится стать глобальным поставщиком интерьерных компонентов №1. Сегодня мы являемся примером успешной деятельности на международном рынке.
Кэндзи Сибата
Генеральный директор "Тойота Бошоку"
Материал подготовлен в рамках проекта
ТОП-100 — 2020
.