За нарушителями правил парковки теперь следят другие машины и автобусы, а могут и велосипедисты. Но одними взысканиями улицы не расчистить.
Уже месяц во всех районах Петербурга остановку в неположенном месте фиксируют мобильные парконы. Они ездят в первую очередь по узким улицам и боковым проездам, где машины стоят под знаком "Остановка запрещена" с табличкой "Время действия". Если в первый день работы, 20 октября, парконы зафиксировали почти 1,5 тыс. нарушений по всему городу, то за ноябрь — лишь более 2,6 тыс., сообщают в комитете по информатизации и связи (КИС), отмечая, что многие водители стали учитывать этот фактор.
Нарушения засекают 27 специальных автомобилей, в которых установлены парконы — мобильные комплексы фотовидеофиксации, состоящие из видеокамеры и блока обработки информации. Наибольшее количество нарушений — в Калининском, Красногвардейском, Выборгском и Красносельском районах.
"Первые парконы начали контролировать нарушения парковки прошлой осенью в Калининском районе, с октября 2020 года они фиксируют их по всему городу. Мобильные комплексы работают и днём, и ночью — в зависимости от времени действия дорожных знаков, запрещающих парковку. Данные меры направлены на то, чтобы выработать у автомобилистов устойчивое отношение к необходимости соблюдать требования знаков, запрещающих остановку или стоянку. Это позволяет дорожно–эксплуатационным службам своевременно осуществлять уборку улиц", — говорят в КИС.
Автобусы тоже следят
Знаки установлены в рамках адресной программы комитета по благоустройству, а маршруты движения мобильных парконов согласованы с ГИБДД. В центр автофиксации административных правонарушений (ЦАФАП) этого ведомства поступает и информация о нарушениях, причём не только со специальных автомобилей, но и с камер на автобусах и троллейбусах, которые тоже называются парконами.
По данным КИС, сейчас на общественном транспорте установлено 120 комплексов, они фиксируют нарушения на выделенных полосах. В ГУП "Пассажиравтотранс", 90 автобусов которого оборудовано такими устройствами, отмечают, что количество аварий на выделенках за последние 2 года снизилось. "Поэтому профилактику нарушений ПДД можно записать и в актив системы видеофиксации", — отмечают в ГУПе.
По мнению транспортного инженера и эксперта комиссии ЗакСа по городскому хозяйству Дмитрия Баранова, на данный момент ситуация с парковкой в городе критическая. На некоторых широких магистралях хаотично припаркованные машины занимают больше половины проезжей части, на таких улицах бывает просто не разъехаться. Оставляя автомобиль на узкой дороге со сплошной полосой, его владелец провоцирует остальных выезжать на встречку.
"Полиция давно не справляется с нарушителями и зачастую просто игнорирует даже самые дерзкие нарушения, предпочитая выбирать те случаи, которые удобно оформлять", — считает эксперт.
Заповедники по адресу
О формальности борьбы с нарушителями правил парковки говорит и профессор кафедры транспортных систем СПбГАСУ Андрей Горев, приводя в пример работу эвакуаторов.
"Убирают машины не там, где они реально мешают, а там, где удобно эвакуатору. В конечном счёте всё делается в интересах владельцев этого бизнеса. Эвакуация, конечно, должна быть, но для вывоза реально мешающих автомобилей (на трамвайных путях, на выделенной полосе и т. п.). У нас же в городе есть некие заповедники типа Большого пр. П.С., 58, где автомобили не только стоят на выделенной полосе, но и нарушают правила стоянки, но эвакуатор туда никогда не приезжает", — говорит Горев.
По его мнению, самые больные адреса Петербурга с точки зрения беспорядочной парковки — основные транзитные магистрали. Здесь многорядная парковка снижает пропускную способность до двух раз. "Дорожники говорят: надо строить новые дороги. Может, сначала со старыми разобраться?" — спрашивает эксперт.
Дмитрий Баранов среди самых худших называет места с высоким спросом со стороны наиболее уверенных в себе водителей. Это не только станции метро, но и бизнес–центры, рестораны, дорогие магазины. "Очень плохая ситуация в районе пл. Восстания, на Невском пр., Владимирском пр., Литейном пр., Среднем пр. В.О., Большом пр. П.С., Финляндском пр. — там просто беспредел, и полиция уже не реагирует. Общественный транспорт стоит, автобусы не могут подъехать к остановкам, люди попадают под колёса и погибают из–за хаоса на дороге. Когда парковка не администрируется, водители точно не знают, смогут ли они припарковаться, и надеются на авось. И когда приезжают и не находят свободных мест, вынуждены оставлять машину с нарушением. И это приобретает массовый характер", — отмечает Баранов.
Пешие парконы
Мобильные парконы — проверенный способ администрирования парковки. Это дешевле и эффективнее, чем установка большого количества камер, говорят специалисты. Водители в той же Москве обманывают камеры, заклеивая и подменяя номера. Камера не может это зафиксировать, а паркон — может.
"Стационарные камеры без парконов хорошо работать не смогут. А вот парконы без стационарных камер — вполне, вопрос в их количестве. Как показывает зарубежный опыт, парконы могут передвигаться пешком и на велосипедах, что удобнее, чем на автомобиле", — говорит Дмитрий Баранов.
Но бороться с нарушителями правил парковки нужно, прежде всего чётко обозначая разрешённые для этого места. Например, сужать проезжую часть на пешеходных переходах и остановках, использовать специальную разметку. Плата за парковку и ограничение по времени стоянки позволяют регулировать спрос и обеспечивать наличие свободных мест, повышать их оборачиваемость.
Ещё один любопытный зарубежный опыт — использование специальных наклеек с информацией для нарушителя, которые прикрепляют прямо на борт автомобиля. Так все видят, что водитель оштрафован, за что оштрафован и на какую сумму. Это психологически воздействует на других потенциальных нарушителей.
По мнению Андрея Горева, последовательность борьбы с нарушителями должна быть примерно такой: сократить процент водителей, которые избавлены от обязанности соблюдать ПДД, хотя бы до 10% (сейчас, по оценкам экспертов, 30%), выписывать штрафы на месте бригадами парковочных инспекторов. Но "это, естественно, требует кардинального пересмотра нормативной базы, что не будет сделано в текущей политической ситуации", считает эксперт.
Существенными должны быть и суммы штрафов. "Штраф — это всегда вероятность, всегда есть шанс, что не заметят, камера не сработает. Но эта вероятность должна компенсироваться размером штрафа, чтобы злостный нарушитель рано или поздно понёс наказание, достаточно чувствительное для него", — считает Дмитрий Баранов. Действенным будет и приложение для граждан для фиксации нарушений. В Москве такое есть, а в Петербурге почему–то всячески этому противятся.