Пивной рынок не избежал влияния пандемии, ожидаемо вырос спрос на самые дешёвые сорта. Впрочем, в Петербурге этот тренд не так заметен: здесь охотнее пьют премиум.
Крупные игроки пивного рынка давно выяснили, что петербургские потребители отличаются от других. Новые рецепты, вкусы, тенденции здесь могут и не выстрелить. Местные любители пива не пытаются подстроиться под заданные тренды, а остаются преданными своим давним привычкам либо в крайнем случае формируют новые. Несмотря на все ужасы 2020 года, петербуржцы этому принципу не изменили.
Коронный выбор
На фоне общего снижения доходов из–за пандемии коронавируса драйверами рынка пива стала продукция низкого и среднего ценового сегмента. Впрочем, как отметили в пресс–службе компании Heineken, петербургские потребители больше, чем в среднем по России, ориентированы на премиальный сегмент пива. На эту категорию приходится 32% местного рынка. Петербуржцы чаще, чем жители других регионов, покупают специалитеты, например эли и пшеничное пиво.
Примечательно, что ключевые премиальные бренды Heineken производит как раз на пивоварне в Петербурге.
На аналогичные тенденции обратили внимание и на "Балтике" (входит в Calrsberg Group). По данным пресс–службы пивоваренной компании, доля их потребителей со средним доходом выросла. В компании этот факт объясняют появлением в ассортименте продукции, относящейся к среднеценовому и премиальному сегментам.
Несмотря на все тяготы пандемии, увеличилась доля покупающих премиальное пиво в заведениях общественного питания — сегменте HoReCa. По данным Heineken, в СЗФО она составляет 14% против 8% по стране. Рост этого показателя означает, что потребители не готовы отказаться от посещения баров и ресторанов. Даже несмотря на пандемию.
В закрытые двери
Продажа пива в HoReCa для многих производителей является основным источником дохода. В связи с пандемией этот канал сбыта был сильно ограничен. В Петербурге с 28 марта по 12 июля деятельность ресторанов, кафе и баров была прекращена. Залы общепита открылись только 27 июля.
Неудивительно, что в таких условиях продажи в сегменте HoReCa за март–июнь 2020 года побили антирекорды предыдущих лет. Однако с постепенным снятием ограничений петербуржцы стали возвращаться в бары и рестораны.
По данным исследовательской компании Nielsen, пик продаж пива пришёлся на август. Прирост средних продаж на одну точку составил 0,2% в месяц. Сопроводительным фактором стало повышение цены за литр пива — на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
В пресс–службе "Балтики" рассказали, что в III квартале 2020 года в связи с постепенной отменой ограничений объём продаж в Петербурге в сегменте HoReCa вырос почти в 4 раза по сравнению со II кварталом. При этом объём продаж "Балтики" в этом канале сбыта в Петербурге в январе и феврале 2020 года тоже показал небольшой рост. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года — на уровне 1%.
Директор по корпоративным вопросам Heineken Кирилл Болматов отметил, что в целом продажи через HoReCa в этом году в России сократились, но в Петербурге падение было меньшим по сравнению с другими регионами.
"Если по всей стране вклад этого канала продаж сократился на 8% (с 26 до 18%), то в Петербурге — лишь на 4 п. п. (с 29 до 25%)", — сказал он.
Впрочем, сопредседатель Союза потребителей Анатолий Голов считает, что, если петербуржцы, несмотря на пандемию, не отказываются от походов в бары и рестораны, это свидетельствует о том, что доходы этой группы потребителей изменились незначительно, поэтому они не стали менять модель своего поведения.