Пищевая промышленность оказалась одной из наименее пострадавших отраслей экономики Петербурга и Ленинградской области в 2020 году. Предприятия этой сферы не приостанавливали производство на время пандемии. В выгодном положении остаются те, кто реинвестировал сэкономленные средства, а также изменил стратегии менеджмента.
Явные минусы
Однако далеко не всё было радужно. Пандемия особенно сильно повлияла на петербургские пищевые предприятия, которые поставляли продукцию в сегмент HoReCa. Почти три месяца были закрыты кафе и рестораны, а доля онлайн-продаж у многих из них оказалась сравнительно небольшой, и оперативно нарастить её смогли не все. Закрытие рынков подкосило небольших региональных производителей, которые осуществляли реализацию продукции через этот канал продаж. Восстановления сегмента HoReCa пока не произошло, эксперты не прогнозируют этого и в ближайший год.
С трудностями из-за различных ограничений и запретов также столкнулись предприятия, которые традиционно делали ставку на экспорт. Для того чтобы оставаться конкурентоспособными, таким компаниям пришлось обновить линейку производимой продукции. Впрочем, изменения коснулись и самого потребителя: на время самоизоляции люди сократили до минимума свои визиты в магазины либо перешли на покупки онлайн.
Низкий градус
Читайте также:
ТОП 100
ТОП-100 — 2020
Производство напитков в январе-сентябре 2020 года в Петербурге показало нулевой рост, что в условиях кризиса не так уж и плохо, а в Ленобласти даже выросло на 44,4%. Несмотря на экономическую ситуацию, спрос в этом сегменте остаётся неизменным. Кирилл Болматов, директор по корпоративным вопросам Heineken в России, отмечает, что у потребителей на рынке пива большим спросом начали пользоваться товары в низком и среднем ценовых сегментах. "Сохранился спрос на разнообразие вкусов и предложений на рынке, а также укрепился тренд на безалкогольное пиво. Кроме того, продолжает расти категория сидра (+33% в 2018 году, +23% в 2019-м и +31% за 9 месяцев 2020-го)", — отмечает он.
Однако временное прекращение работы развлекательных учреждений и общепита в 2020 году сделало даже пивоваренный бизнес непредсказуемым. Компании начали запускать ряд новых брендов, включая сорта разливного пива навынос, и адаптироваться под новый рынок. По данным "Балтики", объёмы продаж компании в III квартале и за девять месяцев 2020 года увеличились на 19% и 8% соответственно по сравнению с аналогичными периодами 2019 года.
Молочная отрасль Петербурга и Ленобласти переживает кризис 2020 года без серьёзных потрясений. Первый квартал для компаний переработчиков был успешным. После объявления "коронаканикул" они стали активно закупать молочные продукты, в результате произошёл рост продаж йогуртов, творога и сыра. Однако уже в мае продажи начали перераспределяться из-за снижения покупательной способности.
"Потребители вернулись к традиционным молочным продуктам, таким как кефир, ряженка, сметана, творог, отказавшись или частично отказавшись от функциональных продуктов — йогуртов и обогащённых молочных продуктов", — отмечает Марина Петрова, заместитель председателя комитета Московской торгово-промышленной палаты по развитию предпринимательства в АПК. Частично молочные предприятия переключили внимание на онлайн-продажи: если раньше онлайн-канал для молочной отрасли не был значимым, то первая волна распространения коронавируса показала, насколько данное направление перспективно.
Хлебные мучения
Для мукомольной отрасли 2020 год стал испытанием на прочность. На это оказал влияние целый ряд факторов — начиная от пандемии и заканчивая ростом стоимости зерна как основного сырья для производства муки. По данным гендиректора "ЛКХП Кирова" Натальи Загорской, с января по октябрь 2020 года пшеница 3-го и 4-го класса подорожала более чем на 30%, а рост цен на зерно составил практически 50%. По этой причине часть компаний ушла с рынка, другая была вынуждена снизить объёмы производства и, следовательно, объёмы потребления муки. Всё это привело к тому, что рентабельность мукомольного производства опустилась ниже 1%.
Производители хлебопекарной отрасли также отмечают рост домашнего потребления: люди вернулись к традиции готовить, в том числе печь, дома. Осознанное потребление стало новым трендом, которому даже удалось затмить собой тренд на ЗОЖ, считают в пресс-службе ООО "Фацер". Поведение покупателей сильно менялось от недели к неделе: варьировалась частота покупок, выбор конкретного продукта и его количество.
Сохраняет свои позиции и петербургский производитель соков и нектаров АО "Мултон", дочернее предприятие "Coca-Cola HBC Россия". Компания с 2019 года активно занялась локализацией сырья. "Доля отечественного сырья в натуральном выражении в совокупных закупках для сокового производства составила 28% (18,8% в 2018 году)", — отмечает коммерческий директор АО "Мултон" Алексей Охлопков. Более четверти всего сырья концентрированных соков и пюре, используемого для продукции "Мултона", закупается у российских производителей. Кроме того, уже в ближайшие месяцы компания планирует на 100% локализовать закупки яблочного пюре. Несмотря на экономически непростую ситуацию, петербургские производители отмечают стремительный подъём производства новых сегментов — охлаждённых соков и смузи. Они растут двузначными темпами, хотя их цена выше обычных соков.
В целом же по итогам первых девяти месяцев 2020 года индекс производства в пищевой промышленности вырос в Петербурге на 4,5%, а в Ленинградской области — на 7,3% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. Эти данные Петростата лучше любых слов характеризуют состояние отрасли и степень её устойчивости перед различными экономическими вызовами.
“
Мы очень плотно занялись эффективностью производства. Увеличили объём продаж за счёт ввода линейки кормов премиум–сегмента.
Наталья Загорская
генеральный директор, "ЛКХП им. Кирова"
“
Одно из главных конкурентных преимуществ компании "Мултон" — современное и эффективное производство. Соковая продукция "Мултон" производится на заводах Coca–Cola HBC Россия от Петербурга до Новосибирска.
Серджио Виейра
генеральный директор, "Мултон"
Материал подготовлен в рамках проекта
ТОП-100 — 2020
.