Массовый уход потребителей в онлайн не оставил выбора бизнесу в эту "чёрную пятницу": акционные дни проводились преимущественно в Сети. Конечно, коронакризис не мог не сказаться на одном из ключевых событий для ретейла. По данным аналитиков, россияне в 2020–м потратили на распродажах почти вполовину меньше денег, чем в прошлом году. В плюсе, и это кажется тенденцией, остались только маркетплейсы.
Результаты "чёрной пятницы" наглядно показывают: падение доходов населения и стремление к экономии отразились даже на самой ожидаемой акции года, считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев. Так, по данным компании, траты российских потребителей во время распродажи сократились на 40%.
Эксперт говорит, что падение коснулось традиционной розницы — граждане опасаются в разгар пандемии находиться в местах скопления людей. Универсальные магазины с большим перечнем товаров зафиксировали снижение продаж на 27,5%. В секторе бытовой техники и электроники снижение составило 30,5%, в секторах одежды, обуви и аксессуаров продажи сократились на 44,8% к прошлому году. Рост числа покупок в интернете составил 61% к уровню октября этого года, а оборот увеличился в 1,5 раза.
Многие крупные ретейлеры из–за эпидемиологической ситуации отказались от скидок в своих торговых точках вовсе и проводили промоакции исключительно в онлайне.
На Wildberries петербуржцы купили в 2 раза больше товаров в штуках, чем в прошлом году. Как сообщили "ДП" аналитики AMarkets, пик покупательской активности пришёлся на главный день распродажи — пятницу, 27 ноября.
По сравнению с аналогичным днём 2019 года число покупателей и заказов выросло практически вдвое.
В Wildberries говорят, что большим спросом пользовались товары первой необходимости, средства индивидуальной защиты, продукты питания, а также товары для хозяйства, дома и дачи. В компании считают, что это связано с приходом более консервативных пользователей в онлайн. В Петербурге стали больше покупать книги и тёплую одежду.
Что осталось неизменным с докоронакризисных времён, так это уловки продавцов, которые накануне распродажи поднимали цены, а затем заявляли о скидках. В AMarkets говорят, что в этом году этим грешили и офлайн–, и онлайн–площадки.
Некоторые ретейлеры сделали ограниченный дисконт, используя вывеску "чёрной пятницы" просто для привлечения внимания. Например, H&M объявил скидку 20% на всё, однако предложение не суммировалось с другими акциями, а также не действовало на специальные и лимитированные коллекции.
Новая мода
В этом году "чёрную пятницу" дополнило новое направление с приставкой "эко". ИКЕА вместо привычных скидок на один день предложила покупателям вернуть ненужную мебель в течение 10 дней, получив часть её стоимости через внутренний сервис "Выкуп мебели". Покупатель мог вернуть мебель ИКЕА и получить 40–60% от её первоначальной стоимости.
"Кампания пользуется огромной популярностью у посетителей. За первые 6 дней было оформлено около 18 тыс. заявок из всех городов присутствия ИКЕА. Больше всего заявок оформлялось в Москве (40%) и Петербурге (27%). Фактически мы выкупили уже более 1200 единиц товара. К услуге проявляют интерес не только физические лица, но и наши корпоративные клиенты", — сообщили в пресс–службе ИКЕА.
Аналогичным образом от обычной "чёрной пятницы" отказался магазин профессиональной косметики Kiehl’s. Он предложил потребителям принести использованные ёмкости из–под уходовых средств и сдать на переработку, получив скидку 20% на весь ассортимент. Кроме того, при покупке на определённую сумму бренд предлагал покупателю "пятничный" экоподарок. Собранная тара будет отправлена на Тверской завод вторичных полимеров. "Экопятницы" как в ИКЕА, так и в Kiehl’s в этом году длятся 10 дней.
Наименьшую активность в период "чёрной пятницы" проявили фитнес–клубы и студии. Идеолог петербургской сети Hot Yoga 36 Максим Хорохорин рассказал "ДП", что в этот раз ноябрьская распродажа прошла в компании очень скромно. В студии предлагали скидку 10%, при этом только на безлимитные абонементы. Причиной стало сдерживание и ограничение потока посетителей более чем в 2 раза.
Петербургская фитнес–студия Hot Stretching, например, объявила о 15%–ных скидках в "чёрную пятницу", однако заявила о росте цен уже с декабря. Примечательно, что крупные фитнес–клубы, такие как Fitness House, отказались от публичных объявлений о распродаже. Однако пользователи соцсетей на официальной странице Fitness House во "Вконтакте" заявили, что приобрели абонементы со скидкой в самом клубе.