В 2019 году объём российского рынка телекоммуникационных услуг поднялся на 2,1% (до 1,73 трлн рублей), но в этом году может сократиться на 2,5–3%, предполагают в Минкомсвязи. В аналитической компании TelecomDaily более оптимистичны и надеются на сохранение роста, пусть он и замедлится. Из опрошенных экспертами компаний 64% констатировали рост объёмов предоставленных услуг (год назад о положительной динамике заявляли более 70% респондентов).
При этом таких налоговых послаблений, как для IT-отрасли, для телекома не будет. Операторы разве что могут рассчитывать на годовую отсрочку требований "пакета Яровой". Предлагается отложить требование о ежегодном увеличении ёмкости для хранения данных. Однако такой закон пока в Госдуму не внесён, его ожидают в декабре.
Скидки съели плюсы
Рынок платного ТВ в России растёт медленно: приблизительно 200 тыс. подключений в квартал. По подсчётам TelecomDaily, общее число абонентов в стране — 44,5 млн домохозяйств по итогам III квартала. Лидеры отрасли — "Триколор" и "Ростелеком" — сохраняют свои позиции.
"Во II квартале было снижение, поскольку операторы в период самоизоляции не отключали абонентов при нулевом балансе, — объясняет аналитик "ТМТ Консалтинга" Елена Крылова. — В III квартале скорее восстановился прежний уровень. В IV квартале ожидаем роста рынка примерно на 5% в связи с сезонностью у спутниковых операторов".
Читайте также:
ТОП 100
ТОП-100 — 2020
Вопреки ожиданиям, пандемия не принесла денег и провайдерам домашнего интернета. По данным "ТМТ Консалтинг", во II квартале физлиц — абонентов ШПД в целом по России стало больше на 0,7% по сравнению с I кварталом (33,9 млн человек, проникновение приблизилось к 61%), но выручка сократилась более чем на 1,5% (объём рынка составил 36,1 млрд рублей). Прирост обусловлен самоизоляцией, а сокращение доходов — скидками и сокращением выплат от уже подключённых.
"Рынок в Петербурге уже давно почти не растёт в числе абонентов. Людям не нужно иметь дома две линии выделенного интернета или ТВ. Единственный источник прироста — новое жильё", — отмечает глава Ассоциации телекоммуникационных операторов Алексей Леонтьев.
Станет жарче
Рынок настолько насытился и укрупнился, что даже сделки слияния–поглощения теперь редкость. "Раньше, особенно в сегменте b2b, покупки не были редкостью. В этом году сделок почти не было. Можно вспомнить разве что "Комфортел", купивший одного небольшого оператора. Сейчас беда не в том, что кто–то продаётся, а в том, что новых компаний не появляется", — поясняет Леонтьев.
С другой стороны, и потерь рынок не понёс. "В Петербурге из–за пандемии не закрылось ни одного оператора, насколько я знаю. У нас такой бизнес, что пострадать могли только микрооператоры, работающие в b2b-сегменте, но даже таких примеров не знаю", — говорит Дмитрий Петров, гендиректор "Комфортел".
По его словам, в этом году удалось интенсивнее поработать в направлении b2c. "Пандемия показала, что в кризис сегмент достаточно устойчив: люди скорее откажутся от кофе, чем от интернета. Возникло понимание, что имеет смысл развивать новые направления, так как гарантированно расти в b2b довольно сложно, по крайней мере в Петербурге. Другие компании тоже наверняка обратили внимание на клиентский сегмент. Поэтому конкуренция сейчас станет чуть жарче, мы и другие b2b-операторы будем уделять этому больше внимания".
2019-й показал, что крупнейшие корпорации могут предпочесть развивать дочерние телеком–компании. Так, в этом году в рейтинге — дочерняя компания "Газпромнефти" — ООО "Газпромнефть Информационно–Технологический оператор". Она обеспечивает услуги связи для добывающих и нефтегазовых предприятий и показывает динамичный рост выручки.
Подземелья "Ростелекома"
Осложняют ситуацию ещё и обсуждаемые в Смольном поправки в правила благоустройства. Они обяжут провайдеров демонтировать воздушные линии связи и перенести их в кабельную канализацию (сейчас принадлежит "Ростелекому"). Строительство альтернативной подземной сети — дорого и долго (до десятилетий), поэтому расходы операторов могут превратиться в доходы для их основного конкурента.
"Предположим, у нас сеть на тысячу километров, в среднем. При строительстве под землёй — умножай на два: канализации между домами может и не быть, придётся прокладывать в обход. Содержание сети обходится примерно в 3 тыс. за км, а канализация "Ростелекома" стоит 8 тыс. То есть если раньше оператор платил за обслуживание сети 3 млн рублей в месяц, будет платить уже 16", — говорит гендиректор "Комфортел" Дмитрий Петров. Значит, телеком-компании вынуждены будут повысить цены минимум на 15–20%, считает он.
Проект по переносу воздушных кабелей ранее был реализован в Москве. А вот в Петербурге пока только разговоры длятся уже десятки лет. Возможно, обойдётся и в этот раз.
“
В этом году из принципиальных решений — не паниковать, продолжать работать в том же темпе, максимально заботиться о безопасности здоровья сотрудников, подстроить бизнес–процессы под новые реалии.
Александр Крылов
генеральный директор, "Скайнэт"
“
В этом году "Газпром нефть" создала собственный IT–кластер для ускорения цифровой трансформации бизнеса. В этой экосистеме наша компания теперь отвечает за управление всей IT–инфраструктурой в периметре "Газпром нефти". Эта задача требует значительных ресурсов и изменений.
Кирилл Поздняков
генеральный директор, "Газпромнефть ИТО"
Материал подготовлен в рамках проекта
ТОП-100 — 2020
.