Образование в год пандемии показало себя, как и должно было, весьма консервативно по сути, хотя иногда и вполне современно по форме. Или скорее по демоформе. Система громоздкая, многоуровневая, отягощённая установленными законом обязательствами — конечно, она не могла адекватно среагировать на изменение большого комплекса вводных. В общем, не может и до сих пор.
При этом сложности в этой сфере наблюдались не только в России и Петербурге, конечно. Это мировой тренд, претендующий на топ глобальных проблем человечества. В августе генсек ООН Антониу Гутерриш заявил, что перерывы в образовании, вызванные пандемией, могут с высокой вероятностью стать катастрофой для целого поколения. Безопасное возвращение учеников в школы должно стать главным мировым приоритетом, считает он. К середине лета школы были закрыты для 1 млрд учеников из 160 стран, без садов остались 40 млн детей.
В Петербурге, конечно, ситуация не такая, но и не то чтобы всё хорошо. Проблемы, обычно заметные ученикам и родителям — а это всё же не все жители, — выявились, как лакмус на лабораторной по химии.
У государственной части образовательной сферы пространства для манёвра не было совсем, как и времени "на подумать": все жили в условиях внезапных запретов и ограничений без всякого разъяснения, как обеспечить качество. У частного сегмента вроде бы свободы больше, но и помощи от коллег по бизнесу или госвласти ждать не приходилось. Справлялись кто как мог.
Высшее и непонятное
Читайте также:
ТОП 100
ТОП-100 — 2020
Несмотря на продолжающиеся разговоры о снижении престижности высшего образования, количество поступающих на очные отделения в вузы Петербурга в 2020-м выросло, хотя уже весной было ясно, что студентам светит дистанционка. По данным RAEX, свыше 60% первокурсников вузов Северной столицы приехали из других субъектов РФ. При этом доля выпускников лучших городских школ, сменивших место жительства для обучения в вузе, составляет 18% (вектор выбора — Москва). Из столицы на обучение уезжает только 1,2% выпускников.
Согласно тому же источнику, важнейшим достоинством отечественных вузов студенты считают качество фундаментального образования, а самой слабой стороной — недостаточно налаженную связь с работодателями. Такая ситуация складывается не первый год, и в Смольном гордятся тем, что вузы города привлекают иногородних абитуриентов. Всего подано более 558 тыс. заявлений на очное обучение — на 74 тыс. больше 2019 года. Средний конкурс в госвузы Петербурга вырос по сравнению с 2019-м и составил 14,58 человека на место (годом ранее — 13,83 человека на место).
Непозитивное развитие
Очевидно, что государственные вузы более консервативны, чем негосударственные. Они не способны оперативно реагировать на изменения и запросы бизнеса, не могут свободно менять программы и преподавательский состав. Тем не менее в современном мире необходимые компетенции специалистов меняются быстро. И абитуриенты это стали понимать и чаще выбирать более гибкие варианты обучения. Правда, как юридически оформить изменения в программе — не до конца ясно. И кстати, это одна из причин упорного нежелания вузов, и государственных, и частных, уходить в дистант — они опасаются судов с получателями образовательной услуги. В Москве уже часть студентов-платников МГУ решили подать коллективный иск, считая, что дистанционный формат не даёт заявленного качества обучения, и требуя перерасчёта. Российский омбудсмен Татьяна Москалькова — за студентов и уверена, что вопрос перерасчёта оплаты за очную форму обучения надо рассмотреть. Другие эксперты полагают, что удалёнка обходится вузам как учреждениям и преподавателям как участникам дороже и сложнее, чем очная форма. Петербургским вузам наверняка также ещё предстоит разбираться с этим.
В лидерах рейтинга российских негосударственных вузов, составленного Минобром, — Международный банковский институт, Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, Институт специальной педагогики и психологии. Весна 2020 года приостановила привычное очное обучение в них, переведя окончание семестров в дистанционный формат.
Свободное посещение понравилось далеко не всем. "Слушатели программ ЕМВА принципиально не готовы заниматься онлайн, — рассказал Ярослав Павлов, ректор бизнес-школы ИМИСП, — ведь одна из основных ценностей — это общение друг с другом. В связи с этим мы сдвинули весенний старт EMBA на осень, хотя группа была полностью укомплектована уже в апреле. Слушатели видят, что соблюдаются меры по противодействию распространению вируса, и это позволяет им чувствовать себя защищёнными".
Осенний семестр стартовал в сложном смешанном формате, который тоже оказался не слишком приятен и удобен. Студенты лишены существенной части процесса — живой коммуникации, а педагоги сетуют, что преподавать через экран сложно даже справляющимся с бесконечными Skype и Zoom, а также собственным ПО вузов. И сложно именно из-за отсутствия контакта, всё-таки и педагогика, и андрагогика методически предусматривают харизматичный образ спикера, а не просто перекладывание информации из одной головы в другую.
Перспективное планирование
Вторая волна коронавируса снова вернула всех из–за парт за компьютеры — вероятно, надолго. Но проблемы не решены. Стало понятно, что летом отрасль надеялась, что как-нибудь обойдётся. Внезапно выяснилось, что среди учителей, преподавателей и даже руководителей образовательных учреждений много людей старше 65 — и их надо одновременно защитить от вируса, переобучить для онлайна, потребовать от них качества как при очном обучении, а в части случаев не отпускать на дистант, потому что без них работа школы (вуза) невозможна.
Сюрпризом для руководства оказалось и то, что онлайн — совсем не то, что офлайн, и просто провести занятие по видео — не значит получить результат. Отсутствие последнего ведёт к скандалам с родителями школьников и уже взрослыми и самостоятельными студентами. Перспективы сдачи ОГЭ и ЕГЭ неясны.
Из-за каждого нового угла выворачивает новый танк, и руководству сферы надо думать не о том, как спастись в острой фазе кризиса (она уже с марта, можно считать её хронической), а как переделать систему, — лучше, конечно, побыстрее.
“
Профессия врача — одна из благороднейших в мире. Пусть то время, что вы проведёте в стенах института, благотворно повлияет на вашу жизнь.
Сергей Мальцев
Санкт–Петербургский медико–социальный институт, ректор
“
Международный образовательный центр "Аспект" занимается детскими и взрослыми образовательными программами как в России, так и за рубежом.
Ирина Юдичева
"Аспект", учредитель
Материал подготовлен в рамках проекта
ТОП-100 — 2020
.