Из всех планов по улучшению транспортной доступности Кудрово самым реалистичным оказалась электричка.
Молодой город Кудрово планируют связать со станциями метро "Ладожская" и "Волковская" к середине 2021 года или даже раньше. По железнодорожным путям, проходящим по границе двух субъектов, предполагается пускать девять пар поездов в сутки и построить три платформы. Время в пути составит 20 минут, стоимость проезда обещают сделать как в автобусе, ещё и льготы сохранить.
Безальтернативная альтернатива
По словам председателя комитета Ленобласти по транспорту Михаила Присяжнюка, запуск электрички никак не связан с темой метро в Кудрово. "Это дополнительный, альтернативный вид транспорта, который давно прорабатывался с Октябрьской железной дорогой (ОЖД). В чём проблема была, которую сейчас удалось решить? Это возможность перекрытия ж.–д. переезда на небольшой промежуток времени. Сейчас речь идёт о промежутке от 1,5 до 3 минут. Это серьёзное достижение", — прокомментировал "ДП" чиновник, отмечая, что на фоне перезагруженной ближайшей станции метро "Улица Дыбенко" вариант с электричкой будет актуальным как для жителей Кудрово, так и для жителей близлежащих жилых кварталов Невского района.
Транспортный инженер и автор телеграм–канала "Сказочный проектировщик" Иван Вергазов уверен, что альтернативой автобусам электричка не станет, поскольку они собирают пассажиров по всему району и везут к ближайшему метро.
"Электричка же в случае создания качественного продукта (а то, что будет через год, я таковым назвать не могу) станет магистральным внеуличным транспортом. Или по крайней мере его составной частью, — говорит Вергазов. — Маршрут до “Волковской” был предложен мною ОЖД именно с целью создать новую, не существующую сегодня связь. Он создаст вариантность поездки для жителей Кудрово и не только повысит популярность маршрута, но и немного разгрузит Правобережную линию метро".
Но девяти пар поездов будет маловато, считает эксперт: "Боюсь, что по факту речь идёт о девяти поездах 1 раз в 2 часа в течение всего дня, что вообще лишает затею всякого смысла, кроме формального “мы запустили”".
С рельсами недорого
В какую сумму может обойтись запуск электрички в Кудрово, никто пока сказать не может. По мнению Вергазова, учитывая, что новой инфраструктуры делать почти не нужно, по крайней мере для "запуска", а подвижной состав есть, стоимость может быть условно от 50 млн рублей при запуске до 1 млрд рублей при создании полноценного мощного маршрута. Известно, что на подвижной состав в виде двух пятилетних дизель–поездов (в каждом почти 380 сидячих мест) потратят 352 млн рублей, эти траты возьмёт на себя Северо–Западная пригородная пассажирская компания (СЗППК). За ОЖД закреплено строительство платформ и модернизация системы безопасности в районе переездов. Бюджет Заневского городского поселения профинансирует создание пешеходных дорожек до платформ, а Ленобласти — плату за все льготные категории граждан.
В последний раз об электричке в Кудрово власти Ленобласти официально вспоминали летом 2019 года, говоря о ней как о более разумном проекте, чем трамвай (см. "ДП" № 87 от 17.06.2019). Тогда шла речь о 20 парах поездов, а точнее, рельсовых автобусов только до "Ладожской" и об инвестициях 5 млрд рублей в реконструкцию пути на участке Заневский Пост II — Нева.
Позиция у Ленобласти простая: под трамвай нужна инфраструктура в виде депо, рельсов, причём на выделенной полосе, иначе смысла нет, как и нет для неё места на узких улицах Кудрово, а также серьёзные затраты на подвижной состав и саму стройку. Рельсы для электрички уже есть, затраты минимальны, да и до ЖК "Ласточкино гнездо" и Новосаратовки её потенциально возможно продлить, как это планировалось сделать с трамваем.
"В теории когда–нибудь этот маршрут можно продлить и через КАД до Новосаратовки. Это бы дало очень хорошую загрузку для линии — там скоростного транспорта в ближайшее время не предвидится. Но есть проблема использования заводских путей — она не нерешаемая, но требует от РЖД гибкости и внимания", — говорит Иван Вергазов.
Наученные опытом
В контексте этого проекта сама собой напрашивается аналогия с Сертолово, отмечает эксперт.
"Учитывая неумение ОЖД в частности и РЖД в целом организовывать пригородные пассажирские перевозки, электричку в Кудрово запустить проще. Это чистая политика, а как будет дальше — посмотрим", — считает Вергазов.
Напомним, до Сертолово, не имеющего действующей железнодорожной связи с Петербургом, планировали построить линию легкорельсового транспорта (ЛРТ). В 2016 году сообщалось о намерении запустить скоростные электрички "Ласточка", для чего требовалось реконструировать существующие пути от Левашово. Но инвестора не нашли, а ЛРТ оказался экономически нецелесообразной затеей. В 2019 году обсуждали возможность запуска рельсовых автобусов с Финляндского вокзала до Сертолово, но и это не было реализовано. В любом случае всё упирается в необходимость существенных вложений в модернизацию инфраструктуры.
Поэтому эксперты говорят, что если электричка в Кудрово — вопрос решаемый, то в перспективах Сертолово они не уверены. Впрочем, власти уверяют, что дело движется.
В АНО "Дирекция по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти" сообщили, что основные разделы проектной документации линии Левашово — Сертолово на данный момент уже разработаны. По данным "ДП", проект включён в перечень мероприятий Концепции по развитию железнодорожной инфраструктуры в целях организации грузовых, пригородных и внутригородских пассажирских перевозок и может претендовать на федеральное софинансирование. В феврале 2021 года его должна рассмотреть Главгосэкспертиза.
"Проект идёт, его со счетов никто не сбрасывает", — прокомментировал "ДП" гендиректор СЗППК Виталий Григорьев.
Не отказывается СЗППК и от своей идеи по запуску скоростной электрички до Гатчины с Балтийского вокзала. "Есть проработки. Возможно, в следующем году мы это реализуем. Нужны будут более уверенные действия со стороны двух субъектов, Петербурга и Ленобласти. Мы не только думаем о том, чтобы сделать этот проект, мы там поедем “Ласточками”. Больше пока деталей раскрывать не буду", — рассказал Григорьев.