Петербуржцы не спешат требовать деньги за перенесённые из–за пандемии массовые мероприятия. Впрочем, организаторы тоже не торопятся их возвращать.
Пандемия оставила жителей Северной столицы без неотъемлемой части жизни — культурного времяпрепровождения. Привычный петербуржцам театрально–концертный дух испарился с вступлением в силу постановления городского правительства, подписанного губернатором Александром Бегловым 13 марта.
Это был первый запрет на проведение театрально–зрелищных, культурно–просветительских, развлекательных, спортивных и других массовых мероприятий в Петербурге. Он касался мероприятий, если число участников превышало 1 тысячу человек. В тот же момент закрылись и кассы концертных площадок, все билеты тотчас "повисли в воздухе". В общей сложности это коснулось более 50 концертов, которые были запланированы в период с 6 по 30 апреля.
Но большинство ожидаемых концертов зарубежных исполнителей были отменены до вступления в силу постановлений городского правительства. Причина — закрытие международного авиасообщения и невозможность получения российской визы. Кроме того, концерты в Петербурге были запланированы в рамках общего мирового или европейского турне, график которого тоже смещается с введением ограничений в других странах. По этой причине артистам проще перенести тур на следующий год, что и произошло с преимущественной частью концертов в Петербурге.
Точка невозврата
В начале апреля премьер–министр Михаил Мишустин подписал постановление правительства о порядке обмена и возврата билетов на культурные мероприятия при введении режима повышенной готовности или ЧС. Согласно нынешней редакции документа (в июне он претерпел корректировку), зрители могут вернуть деньги за билет на такое мероприятие либо обменять его на специальный ваучер для посещения концерта, выставки или спектакля в другой день.
При этом организатору даётся 6 месяцев для назначения новой даты мероприятия. В случае нарушения этого правила концерт считается отменённым, а зрителю обязаны вернуть полную стоимость билета. Но власти оставили организаторам право на переносы неограниченное число раз (до момента отмены режима повышенной готовности). А это значит, что возвращать деньги зрителям необязательно: билеты остаются действительными.
Некоторые организаторы умудряются и деньги не возвращать, и новую дату мероприятия не объявлять. В любом случае вернуть деньги петербуржцам оказалось не так просто. Однако многие, как ни странно, даже не стали этого делать.
Как сообщил "ДП" заместитель генерального директора по правовым вопросам Ледового дворца Георги Николов, тенденции массовых возвратов билетов после введения ограничений не наблюдается. "Все с пониманием относятся к переносам. Есть единичные случаи, которые оперативно перенаправляются организаторам мероприятий. В основном зрители ждут и надеются, что в следующем году мероприятия состоятся", — отмечает он.
Отмена выступлений ударила по бюджету не только потребителей, но и концертных площадок. "Сейчас люди относятся к покупке с опаской, поэтому заметен серьёзный спад продаж в сравнении с прошлым годом", — отмечает Георги Николов.
Как сообщила коммерческий директор ООО "Кассир.ру" Екатерина Каменева, процент возврата от приобретённых билетов с марта по ноябрь 2020 года составил менее 5%. Всего за период пандемии было возвращено несколько тысяч билетов по отменённым мероприятиям. В целом же из–за концертной "засухи" выручка "Кассир.ру" упала более чем в 12 раз относительно 2019 года.
Порешали онлайн
В начале декабря первый зампред комитета по культуре Петербурга Борис Пиотровский заявил, что любые вопросы, связанные с возвратом денег на перенесённые или отменённые концерты и спектакли, можно адресовать в комитет. Он порекомендовал петербуржцам обратиться на страницу комитета "Вконтакте" для получения оперативной помощи.
В пресс–службе комитета по культуре рассказали, что с начала зимы уже обработано около 30 обращений. "Сейчас идёт активная работа с билетными операторами, большинство из которых — частные. Как оказалось, очень многие люди ещё с марта–апреля не могут получить деньги за отменённый концерт", — добавили в комитете.
Обработка обращений через социальные сети оказалась более оперативной. Пользователи видят ответы и понимают, что "это работает", добавляют в пресс–службе.
"Вконтакте" для обратной связи использует также и спорткомплекс "Юбилейный".
Как сообщили там "ДП", подать заявление на возврат можно только в кассах "Юбилейного". В спорткомплексе добавляют, что возврат электронного билета осуществляется через 180 дней со дня обращения. Однако в случае, если билет приобретён в кассе, возврат производится через 180 дней со дня обращения клиента, но не ранее даты отмены режима повышенной готовности в регионе. Впрочем, до августа кассы "Юбилейного" (как и многих других площадок) были закрыты. Таким образом, даже если организатор не установил новую дату в течение 6 месяцев, при закрытых кассах потребитель не может вернуть деньги.
Помощь свыше
Сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов отмечает, что в случае отказа возврата денег от организатора за отменённый концерт или иное платное мероприятие в соответствии с законом о защите прав потребителей у горожан есть два пути.
"Чтобы наказать нарушителя, можно обратиться в Роспотребнадзор, и тот имеет право оштрафовать отказавшего. Но, чтобы вернуть деньги за билеты, надо идти в суд. И хотя сейчас есть групповые иски, когда потребители могут потребовать все вместе деньги за неполученные услуги или товары, вряд ли много людей пойдёт в суд, даже если билет стоил несколько тысяч рублей", — отмечает эксперт.
По его мнению, большое количество возвратов обусловлено и не экономическим кризисом, и не падением покупательной способности, а запретом на проведение таких мероприятий, ограничением количества посадочных мест и тем, что люди боятся заразиться COVID–19 и стараются избегать скоплений.
С другой стороны, Анатолий Голов обращает внимание на финансовое положение многих театров и организаторов концертов, которые находятся на грани банкротства и могут не суметь провести мероприятия в следующем году.
"Когда власть запрещает концерты, запрещает работать многим другим организациям, она должна если не компенсировать полностью потери от этих запретов, то уж по крайней мере помочь выжить тем, кто пострадал от её запретов. И никакая специальная служба не нужна — нужна помощь людям и бизнесу, в том числе в сфере культуры", — добавляет собеседник "ДП".