Введённые ограничения заставили петербуржцев приглядеться к убранству своих жилищ. По данным сервиса YouDo, средний чек в категории "Ремонт и строительство" с апреля по ноябрь 2020 года вырос на 18% по сравнению с тем же периодом 2019–го.
Перед "волной ремонта" владельцы бизнесов отмечали серьёзный спад спроса. Из–за перехода на дистанционный режим многие проекты были заморожены, а некоторые работы и вовсе частично прекращены. "Были остановки и уже на действующих объектах. Но начиная с июня мы ощутили постепенное оттаивание рынка и возобновление работы в сфере дизайна, ремонта и декорирования", — отмечает арт–директор студии дизайна интерьера Bauwow Роман Клементьев. Усложнило ситуацию то, что некоторые рабочие процессы требуют присутствия заказчика на объекте.
"Во многих случаях подбор мебели можно сделать только вживую — когда заказчик посидит на диване и почувствует, что это именно его диван. Поэтому подобных ремонтов с подбором сейчас стало всё–таки меньше, чем до начала пандемии. Работы проходят с минимальными встречами с клиентами", — рассказала "ДП" владелица студии дизайна интерьера Кристина Павлова. Большее, чем раньше, пребывание в родных стенах подстегнуло стремление жильцов к комфорту не только физическому — но и визуальному. И всё же массовое "возвращение в ремонт" произошло в конце лета.
Вдохновившись летними пейзажами на дачах, петербуржцы открыли новое дыхание для застоявшегося ремонтного бизнеса. Страх перед новыми ограничениями, проще говоря, побудил на мысль "сейчас или никогда". "Люди стали всё больше отдыхать за городом. Им захотелось тепла, красоты и уюта, вот и стали задумываться о дизайне и ремонте. Многие застройщики, особенно бизнес– и элит–класса, объявили скидки до 30% на жильё, поэтому потенциальные жильцы стали покупать квартиры и делать в них ремонт чаще", — отмечает исполнительный директор студии дизайна интерьера Artum Ольга Девякович.
Откладывание ремонта перестало "быть" ещё и потому, что пандемия совпала с периодом роста цен на строительно–отделочные материалы, которые подорожали на более чем 30%. В связи с этим петербуржцы сразу поняли, что отложенные деньги попросту будут обесцениваться и задуманный ремонт станет ещё более затратным удовольствием.
Люкс из Поднебесной
Впрочем, несмотря на волну спроса в период пандемии, петербуржцы стали бережливее относиться к суммам, затрачиваемым на апгрейд жилья. Об этом "ДП" сообщили практически все владельцы компаний по ремонту и дизайну квартир. Горожане, которые не делали ремонт самостоятельно, а кому в большинстве случаев требовалось не столько обновление жилищных условий, сколько ремонт квартиры с нуля, предпочитали контролировать процесс на всех этапах в надежде сохранить бюджет. В тренд вошли и мысли о "вечном" — растягивание ремонта для оптимизации финансовых расходов, что в целом близко петербургскому духу.
"Экономия отразилась на закупках материалов, мебели, декора. Теперь купить итальянскую люстру или американские обои довольно дорогое удовольствие. Как и во многих других сферах, в период пандемии широкое распространение получили интернет–магазины с товарами для дома — это огромные площадки, торгующие репликами известных брендов от китайских производителей по стоимости на порядок ниже оригиналов. В свою очередь, страдает качество, а зачастую и визуальная составляющая", — считает Роман Клементьев.
Аналогичное мнение выразила и основатель студии дизайна Dreams Полина Тверская, отметив, что некоторые клиенты планируют закупать материалы и мебель постепенно в течение 5 лет. Однако, как и везде, есть исключения. Генеральный директор студии дизайна и ремонта "Люксорта" Константин Куккоев говорит, что даже в пандемию люди не жалели денег на отделочные материалы — мрамор, паркет, лепнину, сантехнику и электрооборудование — всё, что видно глазу и чем клиенты будут пользоваться в течение жизни. Он отмечает, что в среднем бюджет на ремонт закладывается в промежутке от 20 тыс. руб. / м2 (при площади квартир от 60 м2). "Это стоимость только ремонтно–отделочных работ, ремонт квартиры в 60 м2 обходился примерно в 1,2–1,5 млн рублей" — добавляет Константин Куккоев.
О расценках также рассказала Ольга Девякович. "Если брать стоимость ремонтно–отделочных работ без черновых материалов, то в среднем ремонт начинается от 17 тыс. до 22 тыс. руб. / м2, стоимость черновых материалов составляет 9–10 тыс. руб. / м2", — говорит она.
Статуэтки прочь
Самым экономичным вариантом ремонта квартиры принято считать скандинавский стиль из–за достаточно бюджетных приёмов. Однако это направление, по словам экспертов, постепенно выходит из моды у петербуржцев. "Для наших людей минимализм — это “не Эрмитаж”. Они совсем не минималисты в душе и больше склоняются к украшательству и уюту. Поэтому минимализма в классическом понимании (например, когда на окнах нет штор, мебель и стены белые, простые формы) в наших проектах нет", — отмечает коммерческий директор студии дизайна интерьера LARES Татьяна Кочетова.
Предпочтение классики скандинавскому стилю среди петербуржцев заметила и Полина Тверская. "Больше пользуется спросом современный стиль с элементами классики, но в целом люди хотят небольшое количество предметов интерьера, меньше деталей. Вероятно, в этом минимализм и проявляется", — говорит она. В целом такой консервативный подход очень свойственен петербургскому клиенту, особенно в столь необычные времена. К тому же с удорожанием ремонта заказчикам всё больше приходится смиряться с мыслью, что следующее обновление, скорее всего, произойдёт не скоро. Однако даже среди элитных вариантов жители города на Неве оставались верны своим предпочтениям, чего, например, не сказать о клиентах из других регионов.
"В Москве заказчики более раскованные: используют яркие цвета и фактуры, необычный арт. Петербуржцы, напротив, предпочитают более спокойную цветовую гамму: тёплую, светлую и натуральные материалы", — отмечают сооснователи дизайн–студии Arca Design Ольга Васильева и Ирина Петрова.
С этим трендом петербургский клиент склонен отказываться от дополнительных элементов дизайна, или, проще говоря, декора. "В основном используется в интерьере то, к чему человек уже привязался. У кого–то есть близкая сердцу картина, а у кого–то монстера от пола до потолка", — комментирует Татьяна Кочетова.
Впрочем, и здесь не обошлось без исключений. Константин Куккоев отмечает, что петербуржцы нередко используют неоновые надписи и граффити на стене, чтобы украсить свой дом, а в некоторых случаях даже организовывают фотозоны для селфи.
Тем не менее основная часть клиентов старается оставлять стены свободными, а с трендом на экономичный дизайн такие предпочтения как раз близки петербургскому клиенту.