Уходящий год, безусловно, стал одним из самых интересных за последние десятилетия с точки зрения глобальной экономической динамики.
Вспышка коронавирусной инфекции, которую Китай признал как раз в новогоднюю ночь, радикально изменила привычные тренды. Но в то же время, сравнивая первую и вторую волны эпидемии, можно говорить, что напуганное человечество довольно быстро пришло в себя, вернулось к относительно нормальной жизни и создало препараты, которые позволят победить вирус уже в ближайшем будущем. Поэтому 2020 год войдёт в историю скорее как год триумфа, чем как год трагедии.
В то же время, на фоне на время заслонившей всё и вся чрезвычайной ситуации, не стоит забывать о важнейших событиях, случившихся в этом году в мировой экономике. Не претендуя на единственно верную точку зрения, я обратил бы внимание читателей на четыре из них.
Первым стоит назвать самую большую денежную эмиссию в истории, которая за 5 месяцев увеличила балансы центральных банков развитых стран (США, ЕС, Японии и Великобритании) более чем на $8 трлн, что превысило совокупный объём всех валютных резервов, накопленных в остальном мире за последние 20 лет.
Вторым стоит признать уход практически всех базовых ставок по мировым резервным валютам к нулевым значениям или в отрицательную зону, что сделает облик мирового хозяйства в ближайшие годы совершенно особенным, даже если сейчас в это и верится с трудом.
Третьим моментом я бы назвал самое стремительное в истории экономических кризисов последних полутора веков восстановление рынков: американские биржи поставили свои новые исторические рекорды через 7 месяцев после минимумов марта, тогда как после коллапса 1929 года на это ушло 24 года, а после кризиса 2008-го — почти 5 лет. На фоне рынков развивающихся стран, где котировки в долларовом выражении сейчас составляют 40–50% от показателей двенадцатилетней давности, это выглядит особенно впечатляющим.
Наконец, четвёртым событием года были весенние отрицательные цены на нефть, которые в будущем мировая экономика, если использовать популярный в России слоган, практически наверняка "сможет повторить".
Иначе говоря, 2020 год показал — прежде всего и лично для меня, — что глобальные финансы обладают невообразимой гибкостью, а мировая экономика имеет недооценённый запас устойчивости. На мой взгляд, он станет важной вехой в экономической истории, завершая переход от "традиционной" к "новаторской" экономической системе, который продолжался последние 50 лет, с момента краха Бреттон-Вудских соглашений. На наших глазах деньги превращаются не более чем в элемент государственного регулирования; цифровая экономика каждый день показывает, что может заменить обычную; компания, ориентированная на переход от нефтяной эпохи к декарбонизированной, обеспечивает прирост состояния её владельца больше чем на $100 млрд в течение года. Пандемия привела мировую экономику в движение, которое пока ещё, наверное, можно, но очень скоро уже нельзя будет не замечать.
Главным вопросом наступающего года станет вопрос о том, как год пандемии будет воспринят инвесторами и потребителями. В самом конце 2019-го более 2/3 ведущих финансовых экспертов говорили о неизбежном наступлении циклической рецессии в ближайшие 24 месяца. Случившийся кризис, однако, не оказался циклическим: он не стал следствием копившихся диспропорций, а многие из них, напротив, были сметены мощным финансовым брандспойтом антикризисных мер. Восстановление развитых экономик после распространения вакцины будет стремительным — и если мир воспримет уходящий год как время циклического спада и "настроится" на новое десятилетие роста, 2020-е станут самым триумфальным десятилетием в мировой хозяйственной истории. Технологические, финансовые и психологические изменения накапливались достаточно долго, чтобы количественные изменения разродились качественным скачком. Конечно, это относится прежде всего к тем странам, которые определяют главные направления технологического прогресса и финансовых инноваций, а не плетутся в хвосте — но эффект от прихода по-настоящему "новой" экономики почувствуют все.
Переворачивая последние страницы календаря 2020 года, я не вижу никаких поводов для пессимизма. Кризис, который мир сегодня оставляет позади, — это кризис, открывший ему намного больше возможностей, чем было потеряно за последние 12 месяцев. Задача экспертов состоит сейчас в том, чтобы правильно понять открывающиеся перспективы, а политиков — в том, чтобы максимально ими воспользоваться.
Материал подготовлен для проекта
Итоги — 2020