9 сентября в интервью "ДП" Александр Беглов подтвердил перенос транспортной реформы на 2022 год.
Пяти лет на подготовку транспортных преобразований Смольному не хватило: в июле 2020 года, как того требовал федеральный закон, они не начались. Коронавирус дал чиновникам легальный повод отсрочить их ещё на 2 года. За это время новое руководство транспортного блока может переделать всё на свой вкус.
Большие надежды
В конце 2019 года ответственным за это направление вице-губернатором назначили Максима Соколова, экс-министра транспорта. Многие в сфере, переживавшей тогда нелёгкие времена (неопределённость с транспортной реформой, проблемы с метростроением), возлагали на нового чиновника большие надежды. Тут в наличии и федеральный опыт, и петербургские корни. Отрасль на тот момент настолько загнала себя в тупик, что, казалось, помочь может только человек с таким бэкграундом.
Начало его правления было действительно бодрым. Наконец-то с полугодовым отставанием был подписан Документ планирования регулярных перевозок, который давал старт транспортной реформе, чтобы с июля 2020 года Северная столица вошла в новую эру: без маршруток, с новыми низкопольными автобусами и льготами на всех маршрутах, а перевозчики перешли на работу по брутто-контрактам, когда город в рамках госзаказа оплачивает их работу, но забирает себе плату за проезд.
В феврале Смольный планировал объявить аукционы на 42 лота, на которые были поделены 364 маршрута, на 5 и 6 лет. Но сразу приобрести нужное число новых машин город уже не успевал, и после многочисленных совещаний, в том числе на федеральном уровне, за Петербургом удалось закрепить только 900 автобусов большой вместимости вместо 1800. Несмотря на всю проделанную работу, до сайта госзакупок аукционы так и не добрались.
Зато до бюджета к тому моменту добрался секвестр, и запланированным для проведения реформы 11 млрд рублей нашли лучшее применение. Теперь аукционы планируется объявить в феврале 2021 года. На подготовку у перевозчиков останется 1,5 года, так как действовать по новым правилам они должны будут с июля 2022-го.
Много или очень много
Гендиректор АО "Третий парк" Кирилл Дьяковский полагает, что, если бы не вирус, реформа началась бы в конце 2020-го или в 2021 году. "Пандемия — это основной фактор. Но были и системные проблемы, которые требовали решения. Это и новый Документ планирования, и вопросы по оснащению бортовым оборудованием, и перевод техники на альтернативные виды топлива, и инфраструктура", — говорит он.
Директор по решениям в области общественного транспорта компании SIMETRA Владимир Валдин полагает, что реформа действительно началась бы в 2020 году, но вряд ли по изначальному плану: в рамках проекта не были завершены подсчёты, и до последнего момента шли многочисленные "притирки" как с производителями техники, так и с перевозчиками.
"Сейчас можно сказать однозначно только то, что накладок было бы или много, или очень много. Хотя однозначное решение "ввязаться в драку, а там посмотреть", судя по всему, уже было принято вполне осознанно. Но самая главная претензия к реформе осталась той же, которая и была. Она не просчитана: сама новая маршрутная сеть была сделана "на коленке". Город объявлял конкурс на проект по разработке маршрутной сети (КСОТ. — Ред.), который нужно было сделать за 2 месяца (до 1 декабря). Значит, по сути, всё, что было сделано до того, просто "не считается", — говорит Валдин.
Новому начальнику — новый курс
Обликом обновлённой модели транспортного обслуживания руководит глава комитета по транспорту Кирилл Поляков, сменивший после прихода Соколова на этом посту Александра Головина и не использующий формулировку "транспортная реформа". Несмотря на то что новые аукционы на перевозки должны объявлять уже в начале 2021 года, Поляков посчитал, что за пару месяцев вполне реально успеть придать свежести документам, разработанным для реформы под началом прошлой команды. Поэтому в октябре ГКУ "Организатор перевозок", подведомственное Комтрансу, заключило с АО "Институт "Стройпроект" контракт почти на 40 млн рублей для разработки комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом (КСОТ).
Этот документ определяет основные цели и приоритеты развития города в части пассажирских перевозок: как будет развиваться маршрутная сеть, как она будет удовлетворять существующий и перспективный спрос и так далее — вплоть до тарифных меню. На основании него и планируется придать новый облик транспортной реформе, в частности добавить новый тип подвижного состава — автобусы малой вместимости, и перетасовать и укрупнить лоты.
Необходимость в последнем, например, нынешнее руководство комитета объясняет ограниченностью действий в рамках 44–ФЗ: изменять контракт (отменять?/?добавлять маршруты) можно лишь в пределах 10% от его стоимости. "Если в одном лоте шесть маршрутов, то, например, отмена трёх — это 50%, если в лоте 30 маршрутов, то три маршрута — это 10%", — поясняет Поляков. Изначально на торгах планировалось разыгрывать 42 лота, теперь же их может остаться около 8–16.
Одни собеседники "ДП" объясняют укрупнение действиями местного лобби, другие считают, что это делают в интересах московских перевозчиков, которые никак не могут выйти на петербургский рынок. Сперва из-за переноса транспортной реформы, а затем — из-за самопожертвования местных компаний, опустивших на торгах цену контрактов до убыточной для себя, но не пустивших конкурента. В любом случае Комтрансу как-то придётся договариваться с антимонопольной службой, которая предписала городам федерального значения при проведении транспортных реформ делить маршруты не менее чем на 50 лотов. Уйти от этой цифры можно, предоставив аргументы местному УФАС, что, чиновники, похоже, и намерены делать.
На разработку такого сложного и объёмного документ, как КСОТ, уходит полгода–год, но "Стройпроект" должен был справиться всего за пару месяцев. Поэтому эксперты опасаются, что с воплощением его в жизнь возникнут сложности.
Материал подготовлен для проекта
Итоги — 2020