Павел Дуров объявил, что с 2021 года Telegram подключит монетизацию с помощью рекламных интеграций. Напомним, что сейчас компания никаких доходов своему владельцу не приносит и Дуров содержит мессенджер, по его утверждениям, полностью за свой счёт.
Монетизация должна позволить соцсети выйти на окупаемость. В последние годы Telegram требует всё больше средств на своё содержание — несколько сотен миллионов долларов, опять же по словам Дурова, на поддержание трафика и серверов. Что изменится для обычных блогеров и окупит ли монетизация мессенджер — в материале "ДП".
Стикеры и рекламная платформа
В своём телеграм-канале Павел Дуров примерно обрисовал, по какому пути будет развиваться Telegram. Во-первых, он не собирается продавать мессенджер, как это сделали создатели WhatsApp. Дуров считает, что соцсеть должна сохранять независимость, но пользователи при этом должны получать высококачественные услуги.
"Telegram должен и дальше служить миру примером технологической компании, которая стремится к совершенству и целостности. И, как показывают печальные примеры наших предшественников, это невозможно, если вы станете частью корпорации", — написал Дуров.
Чтобы сохранить свою независимость Telegram должен начать приносить доходы, которые будут обеспечены с помощью показа рекламы в телеграм-каналах Но при этом анонсированная монетизация, по утверждению создателя мессенджера, будет "ненавязчивой" и большинство пользователей практически не заметят глобальных изменений. Все бесплатные функции Telegram по прежнему останутся таковыми, а рекламы всё так же не будет в личных, общих и приватных чатах.
Кроме того, Telegram собирается зарабатывать, запустив новые функции для бизнес-команд и профессиональных пользователей. То есть фактически Дуров анонсировал создание собственной рекламной платформы. Помимо этого зарабатывать сможет не только сам мессенджер, но и блогеры, которые в нём работают.
"Если Telegram начнёт зарабатывать деньги, это принесёт пользу и сообществу. Например, если мы монетизируем крупные общедоступные каналы через рекламную платформу, владельцы этих каналов будут получать бесплатный трафик пропорционально своему размеру. Или, если Telegram будет продавать стикеры премиум-класса с дополнительными выразительными функциями, художники, которые делают эти новые стикеры, также получат часть прибыли. Мы хотим, чтобы миллионы блогеров Telegram и небольшие компании процветали, обогащая опыт всех наших пользователей", — добавил Павел Дуров.
Мессенджер бедных стран
Опрошенные "ДП" эксперты в большинстве своём положительно отнеслись к новым идеям Дурова. Но вопрос, как скоро реклама начнёт окупать Telegram остаётся открытым. Например, эксперт по клиентоориентированности Андрей Поскряков считает, что соцсеть при любом раскладе останется в минусе.
"Трудно дать прогноз с определенными числами. Но есть общее впечатление — большого дохода не будет. Дело в том, что основная аудитория Telegram живет в странах с низкими доходами. За такую аудиторию рекламодатели не платят достойные деньги. Вне зависимости от модели монетизации", — высказался он.
Основательница маркетингового агентства "Брусника"Теххи Полонская отмечает, что монетизации Telegram не хватало давно. Подобное требуется даже обычным пользователям, которые используют мессенджер для общения, а не для бизнеса.
"Например, не хватало каких-то формальных официальных рекламных возможностей. Все же формат самостоятельного поиска рекламодателей, отсутствие прозрачной статистики каналов и отсутствие чётких критериев ценообразования делали развитие бизнес-каналов достаточно сложным", — считает она.
Полонская уверена, что в скором времени в Telegram появятся корпоративные возможности вроде тех, которые представлены у "ВКонтакте" и Facebook: таск-менеджеры, готовые решения для ботов, которые могут заменить администратора или работать по воронке продаж без внешних сервисов, интеграции с CRM системами, а также возможно файловые решения.
"Не удивлюсь, если со временем появится внутренняя валюта и опция интернет-магазинов. Эта тенденция уже затронула многие соцсети. Что касается блогеров, скорее всего, у них появится более удобный инструмент для организации рекламы в своем блоге, но и больший контроль за материалами. Зато, скорее всего, появится больше инструментов для управления блогами: статистика, возможность привлекать трафик, какие-то сервисы, которые рекомендуют пользователям сообщества по его интересам", — добавила эксперт.
Анна Бодрова, старший аналитик ИАЦ "Альпари" считает, что рекламных решений Telegram будет более чем достаточно, чтобы окупить расходы соцсети на трафик.
"Сейчас очень важным оказалось то, что Павел Дуров подтвердил неизменность своим принципам и ещё раз сказал, что компания продаваться не будет. Монетизацией можно будет поддерживать системы жизнеобеспечения — опять же, платным стикерам будет где "разгуляться". Всё это нужно для того, чтобы платформа работала не как благотворительный или тестовый проект, а как полноценная система. Для обычных блогеров, на первый взгляд, не изменится ничего. Может быть, чуть позже появится функционал для оптимизации ведения канала, но здесь каждый решает сам для себя", — заключила она.