25 декабря "ДП" представит новый проект, полноценный городской ежегодник "Итоги". Это 128–полосный глянцевый аналитический журнал об экономике, бизнесе и Петербурге. Гвоздь номера — интервью режиссёра Александра Сокурова, признанного редакцией Человеком года. Фрагмент разговора предлагаем вашему вниманию.
Мы крайне обрадовались, когда узнали, что вы постоянный читатель "Делового Петербурга". Но вместе с тем и несколько удивились. Как так получилось? Зачем вам деловая пресса?
— Я социализированный человек. Горожанин по принуждению. Одним из средств для выживания городской общины и общества вообще является профессионализм моих СМИ.
Именно моих. Газета не ваша — она моя. И "Деловой Петербург" находится вне конкуренции на этом поле. Сейчас практически ничего нет в городе равнозначимого.
К сожалению, погиб замечательный "Город 812"!.. Вы касаетесь основательных, сложных процессов жизни города. На ваших страницах есть надёжные имена, современные исследования. Уровень компетентности авторов высок. Когда–то вас обгоняли "Ведомости" или "Коммерсантъ". Но сейчас вам равных нет. Я всегда, отправляясь в дорогу, покупаю несколько газет, местных и федеральных. И ваше издание смотрю в первую очередь.
А что именно смотрите? Какие темы привлекают ваше внимание?
— Строительство, банковские проблемы, макроэкономика. Отношения между различными деловыми структурами. Прямая речь людей, которые занимаются строительством, которые что–то восстанавливают.
Всегда интересно, как с вами разговаривают представители власти, когда удаётся их заманить. Да! За ними надо следить! Каждое их высказывание, каждый поступок надо отслеживать и доводить до общего сведения.
Кроме того, у вас есть определённая полиграфическая культура, которая отличает ваше издание от других. Для меня, как для человека из визуального мира, это очень важно. Вы абсолютно европейское издание.
Но обратите внимание, у нашего маленького соседа Финляндии часто идёт речь об экономике в газетах. Иногда они анализируют работу даже отдельных предприятий, не то что отраслей. Обсуждают как будто бы фантастические проблемы, прожекты. Я, например, много лет публично говорю о необходимости свернуть строительство многоэтажных зданий. Потому что нельзя быть настолько самоуверенными.
Давайте представим, что что–то произойдёт на атомной электростанции. Или несколько распределительных станций выйдут из строя. На неделю. Зимой. Не работают лифты, не подкачивается вода, не работают системы охраны, магазины. Метро не работает, троллейбусов нет, гаражи замёрзнут, заправки тоже перестанут работать. В этих районах, застроенных многоэтажными корпусами, живут десятки тысяч людей. Что они будут делать в случае такой катастрофы? ...Засыпали часть Финского залива — значит, ждите, что рано или поздно дамба не выдержит. И вода пойдёт в город. Какие районы будут затоплены в первую очередь? Кто там живёт? Как вывозить этих людей? Где лодки для этого? Или военно–морской флот на эсминцах будет этим заниматься?
Чем прекрасно американское кино в этом контексте — они создают фильмы предполагаемых катастроф, анализируют буквально на "молекулярном уровне" этапы развития беды, переходящей в катастрофу… Пресса тоже должна поднимать шум на эту тему. Представьте себе: развернуть на протяжении нескольких выпусков дискуссию "Что будет, если…".
То есть вы предлагаете нам попробовать заглянуть в будущее?
— Ну а как же? Настоящее мы знаем не хуже вас. Мы живём в этих же домах, ходим в те же магазины. А вот выяснение закономерностей, к чему ведёт то или иное событие, — это совсем другое дело. Кто об этом заговорит? Нынешнее телевидение, что ли? В интернете сплошная грызня друг с другом. В социальных сетях все бесконечно обсуждают чужое бельё. Газета такого города, как Петербург, должна иметь общенациональное звучание, формат. Опубликованное в "Деловом Петербурге" должно перепечатываться по всей стране. Без вас городу может быть очень трудно. Вперёд. Только вперёд.
Полный текст интервью с 25 декабря читайте в журнале "ДП Итоги" и на сайте dp.ru.