Старинный клёпаный мост, перемещённый и ставший пешеходным. Опоры контактной сети трамваев разных времён, собранные на территории одного сквера. Обычный железнодорожный светофор, рядом с которым появилась табличка о его истории. Сохранение малых элементов городского пространства становится трендом.
Варшавский вокзал верой и правдой служил Петербургу с середины XIX столетия до 2001 года. Ещё около 15 лет не трогали железнодорожные пути, которые шли от вокзала до станции Броневая. Любители заброшенных урбанистических видов делали там необычные фотосессии. Всё изменилось, когда на территорию пришёл девелопер и принялся возводить жилой микрорайон.
Сейчас там уже высятся новые дома, но и о железнодорожном прошлом сохраняются напоминания. Самое впечатляющее (помимо вокзала, разумеется) — сарай для императорских поездов на Малой Митрофаньевской ул., 5, корп. 2. Ну и ещё несколько зданий-памятников, в том числе водонапорная башня.
А есть и объекты, которые оказались нетронуты скорее вопреки. В частности, за "Максидомом" на Рощинской улице притаился железнодорожный светофор. Сами пути убрали, а он стоит. Даже небольшую табличку возле него поставили. Рядом, около Заставской улицы, прячется железнодорожный мост через засыпанный Лиговский канал. Правда, увидеть его нельзя: во время строительства рядом жилого комплекса всю железнодорожную насыпь покрыли высоким слоем грунта, перемешанного с мусором (кстати, интересно было бы узнать, что об этом думают власти), — и погребённым оказался в том числе этот мост. Но ведь мусор рано или поздно вывезут. А тогда надо и мост "музеефицировать".
Сохранение неиспользуемых мостов, кажется, может стать традицией. Скажем, концепция создания зелёной зоны на берегах Чёрной речки между Аэродромной улицей и Новой Деревней предполагает перенос клёпаного железнодорожного моста, с которого пути убрали в середине 2000-х, выше по течению. Из него собираются сделать пешеходную переправу.
Вообще, такая практика применяется и в других регионах. Например, так произошло в прошлом году с Казённым мостом через Дон в Лебедяни, а много раньше — с Каракумским мостом через реку Быструю Сосну в Ельце. Самый очевидный пример, когда точно стоит сохранить автомобильный мост и отдать пешеходам, — так называемый Цимбалинский путепровод в створе улиц Цимбалина и Белы Куна. Он дореволюционный и очень фотогеничный. Совсем бы не хотелось его утраты, анонсированной чиновниками.
Минувшей осенью (то есть осенью 2020 года) градозащитники проявляли беспокойство по поводу металлических трамвайных опор на проспекте Обуховской Обороны напротив Фарфорового завода. Казалось бы: ну столбы и столбы. А если разобраться, окажется, что они дореволюционные, а таких в городе почти не осталось. Да и форма любопытная: состоят из диагональной сеточки и увенчаны деревянной пикой.
Несколько лет назад гораздо более любопытные трамвайные опоры утратило Автово. Там они стояли на улице Новостроек. По просьбе активистов "Горэлектротранс" не стал выкидывать приметы прошлого и складировал их на своём складе. Теперь рассматривается идея создания выставки опор разных периодов под открытым небом. Место предложено соответствующее — сквер Пироцкого на Кирочной улице, рядом с которым находился Рождественский трамвайный парк.
А в Петергофе застройщик коттеджного посёлка южнее Шуваловки сохранил насыпь Ораниенбаумской электрической линии, она же Оранэла. Ещё до революции предполагалось, что Петербург и Ораниенбаум свяжет первая в стране электричка, причём коммерческая. К 1917 году весь путь вместе с интереснейшими инженерными сооружениями из модного тогда монолитного железобетона был готов. Но пустить составы удалось только по трети маршрута. Насыпь за прошедший век почти не сохранилась, а потому отрадно, что её петергофский фрагмент не просто не срыли, но и в 2020 году превратили в прогулочную зону.
Сложно было ожидать, что люди будут видеть ценность в утилитарных объектах. Но, похоже, с этим всё же придётся считаться. И ведь для тех же застройщиков сохранение элементов городской среды не несёт сколько-нибудь серьёзных вложений. Зато они создают необычный объект, который привлекает новосёлов.
С прошлого года мы с другими исследователями составляем список таких краеведческих достопримечательностей в разных концах города и его предместьях. Получился довольно увесистый перечень — там несколько сотен адресов. Это остатки засыпанных рек и ручьёв, фрагменты мостов, железных дорог, холмы на месте снесённых домов, фундаменты церквей и дворцов, фонари и опоры, трассы несостоявшихся улиц, постаменты пропавших скульптур. И это не закрытая информация: мы с коллегой Ксенией Гуршал создали специальный YouTube-канал "Ратная палата", чтобы делиться адресами и рассказывать историю, привлекая краеведов и старожилов.
За время ведения реестра некоторые объекты оказались утрачены. Исчез домик — стрелочный пост разобранной железной дороги — в Нейшлотском переулке. Убран Ташкентский путепровод, некогда пересекавший Варшавскую железную дорогу, а в последнее время нависавший над пустырём. А на месте товарного пути вдоль улицы Новосёлов в этом году уложили "тропу здоровья".
Давайте пофантазируем, что бы ещё можно было не просто сохранить, но и включить в состав нового благоустройства. В первую очередь, конечно, это фонари. Недавно мне питерские проектировщики рассказали, что в рамках капремонта сквера в Липецке они предложили сохранить и отреставрировать позднесоветские светильники! Они настолько серьёзно отнеслись к делу, что изучили старые фотографии и предложили вернуть утраченные элементы. И игра явно стоит свеч: советские фонари были вполне живописные, не чета нынешним типовым из алюминия.
Обязательно стоит сохранять все водоёмы, даже если комитет по природопользованию отчего-то не поставил их на учёт. Из-за этого, например, может быть утрачен бывший участок Чёрной речки рядом с "О’Кеем" на Богатырском проспекте. Наконец, непременно нужно оставлять прежний рельеф, ведь иногда так случается, что он несёт в себе тайны. Скажем, на Малой Охте — вдоль улицы Помяловского — есть остатки земляных фортификационных сооружений допетровской поры.
Материал подготовлен для проекта
Итоги — 2020