Каким получился 2020 год для венчурного бизнеса Санкт-Петербурга.
По данным отчёта "Венчурный Барометр 2020", инвестиционная активность в России в этом году не сократилась. 41% респондентов рассказали об увеличении суммы инвестиций, 85% сообщили о новых сделках за последние 12 месяцев (34% из них вложились в три–пять проектов).
Без притяжения
Несмотря на проведение большинства сделок и расположение штаб-квартир фондов в Москве, Петербург создаёт свой полюс притяжения, уверены участники венчурного рынка. Функционируют несколько точек для развития технологических предпринимателей — "Ингрия", городской цифровой акселератор, Центр поддержки предпринимательства, Фонд содействия инновациям. В городе размещены офисы крупных компаний, занимающихся разработкой ПО и ИТ-интеграторов. Работают вузовские акселераторы в ИТМО, СПбПУ, ВШЭ и других.
"Петербург исторически является сильным центром приборостроения. Всё это создаёт благоприятную среду для рождения новых интересных идей. Кроме того, основатели здесь мыслят шире и видят перспективы развития бизнеса за пределами России. Близость к Европе даёт особое территориальное преимущество для экспансии", — рассказывает управляющий партнёр фонда Kirov Group Ventures Елена Морозова.
Читайте также:
Итоги 2020
Итоги — 2020. Новый журнал в год вируса
Другой точки зрения придерживается инвестор, вице-президент банка "Санкт–Петербург" Михаил Гаврилов. По его словам, в городе нет единой точки притяжения и консолидированного места общения, а инвесторов ещё меньше, чем проектов. При этом есть "отличные ребята со светлыми идеями и классные технические вузы".
За год городской "венчурный ландшафт" принципиально не изменился, уверен вице-президент Investor Relations Club Александр Беспалов. "2020-й, конечно, заставил пересмотреть некоторые проекты на предмет готовности к ковид-вызовам. Но это, на мой взгляд, лишь протестировало отрасль на готовность к быстрым изменениям. А адаптивность — одна из важнейших необходимых характеристик любого проекта", — говорит Беспалов.
Тренды и смыслы
Основным драйвером роста российского венчурного рынка стали инвестиции ранних стадий, говорит основатель компании A. Partners Алексей Соловьёв. Если раньше в большей степени это происходило за счёт вложений Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), то сейчас идёт реставрация тренда за счёт частных инвестиций бизнес-ангелов. Количество "ангельских" вложений в стартапы ранней стадии увеличивается. Бизнес-ангелы не только самостоятельно инвестируют небольшими чеками, но и осуществляют более крупные сделки через модели синдикации, в том числе через профессиональные сообщества — клубы бизнес-ангелов.
Вторым трендом, который наблюдается в течение последних 2–3 лет, является наступление корпораций на венчурный рынок. Количество форм взаимодействия с предпринимателями и их присутствие на рынке расширяется. Многие корпорации выстроили системный процесс по работе с входящим потоком проектов разных стадий и умеют их маршрутизировать в разные блоки своей организационной структуры. Например, с проектами ранней стадии работают в акселераторе, с проектами более поздних стадий проводят пилоты внутри компании, в более зрелые стартапы инвестируют через корпоративные фонды или реализуют M&A-сделки. Накапливается статистика эффективности форм и условий работы корпораций со стартапами.
Третий тренд — выход российских компаний на IPO. Благодаря Ozon, Ivi, Fixprice, заявлениям "Сравни.ру" и Positive Technologies стало понятно, что выход через становление публичной компанией для участников венчурного рынка — реально. Если все эти заявленные выходы на IPO состоятся, то появится неплохая статистика, которая даст ориентиры инвесторам, полагает Соловьёв.
По словам Елены Морозовой, год был нескучным. Из-за карантинных мер снизилась активность офлайн-событий и встреч, но расширились возможности для кооперации.
"Заметна активность креативных людей. Проекты очень разнообразные, нашу группу интересуют проекты в области образования, в ряд проектов мы инвестировали", — рассказывает сооснователь Best Ferma Георгий Рыков.
Михаил Гаврилов называет 2020 год отличным с точки зрения венчурного инвестора. "Кризис 2007 года создал огромную плеяду новых единорогов, включая Uber, Airbnb и другие. В непростые времена меняется поведение людей, они готовы пробовать форматы, которых до этого избегали. Сложностей в этот кризис никаких нет, только возможности", — уверен инвестор.
Материал подготовлен для проекта
Итоги — 2020