Устав ждать поддержки со стороны Смольного, представители предприятий общественного питания под конец года написали очередное коллективное письмо президенту Владимиру Путину. Бизнес потребовал отставок и предложил более адекватные антикоронавирусные меры, которые позволят общепиту не закрываться на новогодние праздники.
Мини-локдаун на Новый год, как неоднократно сообщал "ДП", крайне возмутил рестораторов. Владелец бара The Right Place Роман Степанов ранее активно призывал коллег по цеху вместе бойкотировать запреты. Была создана так называемая "Карта сопротивления", на которой отмечались присоединившиеся к бунту заведения. Впрочем, проект после нескольких жёстких рейдов с участием силовиков прекратил существование. Кроме того, слабым местом карты стала возможность добавлять заведения любому пользователю: не все попавшие в список бары хотели видеть себя участниками протеста.
Казалось, что конфликт бизнеса и Смольного после встречи губернатора Александра Беглова с ресторатором Арамом Мнацакановым был окончательно погашен. Однако теперь Роман Степанов предпринял новую попытку достучаться до властей, обратившись к президенту. По словам инициатора идеи, рестораторы ждали хоть какой-то позитивной реакции на массовые призывы к диалогу, но единственная реакция, которая последовала — усиление и ожесточение проверок.
"Нас не слышат"
"Мы надеемся, региональная власть осознаёт, что впредь невозможно будет без последствий столь некомпетентно исполнять свои обязанности и принимать управленческие решения совершенно безобразного качества и содержания только лишь для того, чтобы отчитываться "наверх" и изображать деятельность, не неся никакой ответственности. Возможно, это наивно, но шанс, хоть и мизерный, есть. Значит, мы будем его использовать", — поделился Степанов своими эмоциями с "ДП".
По его мнению, утверждения Смольного и выстраивании диалога с бизнесом смешны.
"Была встреча, на которой присутствовали только представители двух крупнейших сетей в городе, у которых совсем другие бизнес-процессы, другие потребности, риски и административные ресурсы. Никто даже не пытался общаться с теми, кто просит о диалоге. Всё это, как всегда, носило очень формальный и показательный характер, чтобы всегда можно было прикрыться видимостью деятельности и сказать: "Мы идём на контакт, только этим мелким и жадным барыгам наша добрая воля не нужна". В итоге, над тем, как власти отреагировали и какое решение приняли, уже все смеются сквозь кровавые слёзы!", — говорит предприниматель.
Также довольно спорным он считает решение Смольного разрешить работу уличных кафе во время праздников. По словам Степанова, летние террасы имеют только 10–20% из всех представителей общепита города, кроме того, это решение не спасёт небольшие заведения, которые не могут позволить себе террасу.
"Далее, даже по упрощённой схеме разрешение 25-го числа, в нынешнюю пятницу, уже никто не получит. Ближайший рабочий день — 28 декабря. До нового года остаётся 3 дня. За это время необходимо получить разрешение, найти исполнителей, установить и оборудовать летнюю террасу зимой, когда то дождь, то снег. Знаете, сколько это стоит? В среднем — от 50 тыс. до 150 тыс. рублей в зависимости от размеров и сложности. И ради чего? Чтобы ровно за такие же деньги её разобрать обратно через десять дней. Это какая же должна быть выручка зимой при нашей погоде у летнего кафе за 10 дней, чтобы это имело хоть какой-то смысл? Ну и я бы хотел посмотреть на авторов этой инициативы, которые придут в 23:00 31-го числа и отпразднуют таким чудесным способом Новый Год с семьёй и друзьями при том, что, кстати, по их же собственным правилам, обслужить они должны будут себя сами без официантов. Ради такого шоу я готов за собственные деньги собрать и разобрать нашу террасу — для нас это обойдется больше, чем в 200 тыс. рублей", — возмущается Степанов.
Пока в Смольном никак не отреагировали на новое письмо президенту, сказал собеседник "ДП". Сейчас ресторатор ведёт сбор подписей среди коллег по цеху и тех, кто просто неравнодушен к ситуации.
"В отставку!"
Петиция Степанова опубликована на сайте Change.org. В обращении указано, что ограничения на период новогодних каникул приведут "к закрытию большинства предприятий" и "потере тысяч и даже десятков тысяч рабочих мест сотрудников одной отрасли и возрастанию уровня безработицы".
Также в числе последствий карантина авторы обращения называют потерю налоговых и социальных отчислений в бюджет города; избыточное и невостребованное предложение на рынке аренды коммерческой недвижимости и значительные убытки у собственников, что в свою очередь влечёт ещё ряд потерь налоговых сборов для города, а также частичное снижение туристической привлекательности города.
"Усилия наши и наших коллег по цеху, которые оценивать можно по-разному, у городских властей не вызвали ничего, кроме остервенения и приступов насилия вместо того, чтобы задуматься о том, что они что-то делают неправильно и, может быть, стоит выслушать тех, кто об этом уже не шепчет, а кричит во всё горло. А раз так, мы пойдём до конца", — добавляют авторы петиции.
С особо жёсткой критикой рестораторы выступают в адрес вице-губернатора Евгения Елина, которого они требуют отправить в отставку. Также среди требований значатся разработка адекватных мер и ограничений, которые не столь сильно ударят по индустрии.
"Уважаемый Владимир Владимирович! Мы не саботажники и не те, кто пирует во время чумы. Мы даже не взываем к справедливости. Мы взываем только к здравому смыслу при приёме тех или иных решений и к тому, чтобы решения принимались компетентными и дальновидными профессионалами, способными оценить последствия своих решений и брать ответственность за них на себя, а не перекладывать её на тех, кто от этих же решений в итоге и пострадает. Мы прекрасно осознаём опасность распространения инфекции и понимаем необходимость ограничительных мер, с готовностью обязуемся их соблюдать, но просто необходимо, чтобы они были эффективными и разумными, а не бессмысленными и разрушительными для целой отрасли", — значится в петиции.
Пессимистичный настрой
Большинство опрошенных "ДП" рестораторов весьма пессимистично отнеслись к идее обращения к президенту. По их мнению, власть всё равно откажется слушать представителей бизнеса.
"Наивные рестораторы всё пытаются достучаться. Но у президента, похоже, дверь с хорошей звукоизоляцией, ибо первое письмо осталось без ответа. Значит, вероятность того, что второе тоже останется без ответа, очень вероятна. Главный принцип власти — не сдавать своих. Даже, если свои так себе, как бы это не вызвало большее раздражение", — считает ресторатор Александр Затуливетров.
Владелец бара "Ясли" Александр Зарайский, который в этом году отстаивал право работы небольших питейных заведений в городе, также сомневается в эффективности петиции.
"Конкретно эта попытка ни к чему не приведёт. Cомневаюсь, что это вызовет реакцию региональных властей, но буду рад, если хотя бы чуть-чуть", — выразил он своё мнение "Деловому Петербургу".
Николай Готко, владелец заведений "Просто Вино", "Больше кофе!", "Кофе на кухне" подчёркивает, что президент и так в курсе происходящего, и если его реакции нет до сих пор, то это говорит о том, что никаких мер предпринято не будет. Решение просить отставку Елина он называет немного наивным, но попытки привлекать внимание к проблеме любыми доступными способами он считает верными.
"Те решения, которые приняты руководством города, ужасны. Из-за коронавируса и так много людей осталось без денег, а то и без работы, некоторые полностью потеряли свой бизнес. Сам факт того, что люди не молчат, меня очень радует. Кафе и рестораны тратят огромные деньги, чтобы соблюдать меры санитарной безопасности, и есть проверки, которые подтверждают, что большинство их соблюдает. Нам откровенно плюют в лицо — по другому я не могу выразиться. Это уже трагедия, а что будет потом, я уже боюсь представить. Если подытожить, то инициатива рестораторов правильная, но форма исполнения немного странная", — заключил Готко.