Государственный долг как в странах ЕС, так и в целом в мире, в этом году рос семимильными шагами, но его обслуживание оказалось не таким и болезненным. Деньги сегодня – очень дешёвые.
Закрыли глаза
После последнего глобального экономического кризиса десятилетней давности, Евросоюз стал чрезвычайно строго относиться к фискальной политике собственных членов. Рост госдолга стал словно маркер неудачника. Правительства часто предпочитали лишний раз не индексировать пенсии или срезать какие-то льготы, чем влезть в долги. Хотя, надо сказать, всё прошлое десятилетие денежный печатный станок ЕС мягко говоря работал на повышенных оборотах, а международные кредиты не были очень дорогими.
С пандемией коронавируса поводок решено отпустить. Как минимум, на один год. В 2021 году странам ЕС позволено не соблюдать правила строгой фискальной политики. У всех всё плохо, можете одалживать сколько хотите, решили в Брюсселе. В первую очередь, из-за борьбы с последствиями кризиса в экономике.
Общий принцип Брюсселя ко всем членам ЕС можно сформулировать словами еврокомиссара по экономике Паоло Джентилони, который в интервью The Financial Times призвал страны сообщества "поощрять свои экономики такими суммами, какие необходимы, и столько, сколько нужно", поскольку последствия пандемии могут вызвать двойную рецессию.
При этом он даже анонсировал, что разрешение не следовать строгим фискальным правилам для членов ЕС может в итоге касаться не только грядущего 2021 года, но и, возможно, 2022 года. Прямо сейчас внутри Еврокомиссии об этом жарко дискутируют.
Как настоящий итальянец (история про южан отдельная — в ЕС уже давно сформировалось противостояние Юг/Север, где Север обвиняет "вечно проблемные" южные страны в транжирстве) Джентилони заявил, что никогда не верил в выход ЕС из нынешнего кризиса в форме V. "Идея о выходе из кризиса в форме V — это иллюзия, я никогда в неё не верил", — говорил еврокомиссар ЕС по экономике, призывая страны особо не стесняться в масштабах заимствований.
В чём правило?
Если совсем коротко, то, согласно правилам ЕК (они, кстати, нигде в фундаментальных документах не закреплены, но стали основным ориентиром), государственный долг в странах Еврозоны не должен превышать 60% ВВП, а дефицит — 3% ВВП.
Когда пандемия коронакризиса бушевала на пике (весной, казалось, что на пике, но пришла осень и вторая волна) в Брюсселе приняли решение приостановить правила хотя бы на 2021 год. С другой стороны, у Еврокомиссии изначально не было никаких шансов требовать от членов сообщества соблюдать строгие правила, когда дефицит бюджета 2020 года в Испании стал составлять 125 млрд евро и Италии 178 млрд евро.
В итоге решили, что правила можно не соблюдать до того момента, пока в Брюсселе не посчитают, что кризис пройден. В следующий раз состояние экономик оценят весной 2021 года. Пока же официально в самом Брюсселе считают, что докризисного уровня не удастся достигнуть и к последнему кварталу 2022 года.
Согласно этим же официальным прогнозам, в уходящем 2020 год экономика всего ЕС сократится на 7,8%, но уже в следующем году вырастет на 4,2%, а в 2022 году — на 3%.
Рекордные долги
Так что же с государственными долгами? В уходящем году они не только в ЕС, но и по всему миру росли, как на дрожжах. Настолько быстро, что в парламенте Германии народные избранники в какой-то момент потребовали остановить займы, но пыл охладил главный экономист ОЭСР Лоуренс Бун, который убедил, что будущий 2021 год — не лучшее время для ограничений займов.
В своём анализе он подчеркнул, что одалживать сегодня на международных рынках не только правильно для борьбы с последствиями пандемии, но и попросту дёшево. Сами деньги сегодня дешёвые, а значит не нужно себя ограничивать, считает эксперт.
Госдолг у разных стран, а не только Евросоюза, в этом году уже рекордно подрос. У Японии было 238 млрд евро, стало — 266,2 млрд, у Италии 134,7 млрд, стало — 161,9 млрд, у США 108,7 млрд, стало — 131,2 млрд. И пропорционально такая же картина по всем странам, в том числе и наших ближайших соседей — Прибалтики. Эстония: было — 8,4 млрд, стало — 18,7 млрд, Латвия: было — 36,9 млрд, стало — 44,1 млрд, Литва: было — 35,9 млрд, стало — 48,3 млрд. Всё это данные МВФ.
Но, что самое интересное, рост госдолга в итоге не означал рост расходов на его обслуживание. Деньги в этом году на международных рынках были настолько дешёвыми, что резкое увеличение госдолгов разных стран в итоге им обходились меньшими расходами. Например, если долги Литвы в 2017 и 2019 годах обходились ставкой в 2,1 и 1,625%, то в следующем прогнозируемая ставка составляет порядка 0,4%. Ну а раз так, как сказал еврокомиссар по экономике Паоло Джентилони, то буквально — "бери не хочу"!