В отличие от многих отраслей фудтех и электронная коммерция показали в 2020 году колоссальный рост. Люди, вынужденные сидеть дома в самоизоляции, начали заказывать еду и товары из интернета намного чаще.
Сами представители e-commerce уверяют, что у населения изменилась вся модель потребительского поведения и теперь заказы в интернете останутся новой привычкой покупателей. Фудтех-компании за этот год выросли в десятки, а то и в сотни раз, хотя буквально год назад фудтех всё ещё считался диковинкой и совсем молодой отраслью бизнеса.
Что едят петербуржцы
Только за первые месяцы пандемии фудтех-проекты "Яндекс.Такси", куда входят "Яндекс.Еда" и "Яндекс.Лавка", показали рост аудитории в 120%, сообщили "ДП" в пресс-службе компании. Причём заказы продолжали расти не только во время локдауна, но и после того как ресторанам снова разрешили обслуживать посетителей в залах.
"В два раза выросло и количество наших партнёров-ресторанов. С 16 тыс. в декабре прошлого года до 32 тыс. сейчас. В ноябре наметился новый прирост ресторанов на платформе, и Петербург — один из лидеров по новым подключениям. Благодаря тому, что блюда на дальние расстояния теперь могут доставлять водители, увеличился выбор ресторанов для пользователей в спальных районах, и данные показывают, что с появлением таких ресторанов в выдаче пользователи начинают отдавать предпочтение именно им. При этом позиции ресторанов быстрого питания в доставке всё ещё очень сильны. И предпочтения пользователей за год мало изменились. Чаще всего они заказывали бургеры с картошкой фри и картофелем по-деревенски, а также различные супы и закуски из курицы: наггетсы, крылья, стрипсы. Интересно, что Петербург один из лидеров по заказу десертов. А ещё петербуржцам чаще, чем в среднем по стране, доставляют лазанью, блины, омлеты и яичницы", — поделились в компании.
Ещё одно направление, которое стремительно развилось в 2020 году благодаря пандемии — доставка продуктов на дом. Так, по итогам третьего квартала заказы в "Яндекс.Еде" выросли год к году на 98%. Быстрее всего росла доставка продуктов из магазинов Петербурга — "Азбуки вкуса", "Вкусвилла", Metro, "Дикси" и "Магнит". Средний чек в доставке из ресторанов вырос за год на 10–30% в зависимости от региона, а в доставке продуктов он был почти вдвое выше. Самыми популярными товарами в "Лавке" были вода, яйца, молоко, бананы и готовая еда (в продажах "Лавки" доля готовой еды составляет 20%).
У компании "Самокат" за 2020 год количество заказов выросло в 18 раз. Причём на своих покупках петербуржцы явно не экономят. Так, самую крупную покупку в этом году совершил пользователь сервиса из Петербурга 17 марта — на 49,7 тыс. рублей. А самая лояльная петербургская семья потратила в приложении свыше 1 млн рублей за всё время работы сервиса.
"До начала распространения коронавируса в России "Самокат" рос по количеству заказов в среднем на 30% и открывал по 20–30 новых дарксторов в месяц. В период действия режима самоизоляции "Самокат" вырос в 3,5 раза. Чтобы сохранить стандарт по скорости доставки за 15 минут, "Самокат" в том числе расширил штат курьеров. Количество сотрудников доставки в сервисе за год увеличилось в 8 раз. Сегодня доставку товаров в Самокате осуществляют около 8 тыс. человек", — рассказали "ДП" в компании.
Новая привычка потреблять
"Да, мы видим рост спроса на доставку продуктов. Однако в первую очередь это связано с изменением модели потребительского поведения пользователей. Из событийной услуги, которой часто пользовались только по праздникам, доставка превратилась в ежедневный способ экономии времени. Россияне стали заказывать намного чаще, заменяя доставкой походы в магазины, — считают в Delivery Club — В нашем сервисе представлены все основные типы доставки на российском рынке: быстрая доставка от 15 мин, доставка за 30–40 мин и в течение дня. Кроме того, за прошедший год мы значительно увеличили ассортимент, логистические зоны и число наших партнёров. Если в конце 2019 года мы доставляли продукты только в нескольких районах Москвы, то сейчас эта услуга доступна пользователям из более чем 100 городов России. В сервисе представлено 13 сетей магазинов, включая "Магнит", "Дикси", "Азбуку вкуса" и др", — подвели итоги в компании.
Общее число заказов, выполняемых сервисом ежемесячно, также выросло. В мае 2020 года Delivery Club впервые преодолел рекордную отметку в 5,5 млн заказов (без учёта заказов "навынос" и доставки продуктов) и продолжает ежемесячно выполнять примерно такое же количество. Такая динамика связана как с вышеописанными причинами, так и с увеличением числа подключённых к платформе ресторанов, считают в Delivery. За текущий год их количество выросло более чем вдвое до 35 тыс.
"Во время пандемии многие из нас попробовали сделать что-то по-новому или в первый раз. Первое занятие спортом дома, первый ужин с близкими по видеосвязи, первый школьный урок в виртуальном классе или первый рабочий день на удалёнке. Мы открыли для себя разные инструменты и сервисы, которые помогли нам адаптироваться и изменить свои привычки. И если к прогулкам, ресторанам или дружеским объятиям мы захотели вернуться, то к сборам в магазин, очередям и тяжелым пакетам — нет", — уверен в свою очередь Вячеслав Бочаров, основатель сервиса "Самокат".