По итогам 2020 года объём продаж новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей на территории России составил 1 598 825 единиц, что на 9,1% меньше, чем в 2019 году. Такие данные 14 января сообщили в Комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
Обогнав Европу
Результат 2020-го оказался выше недавнего прогноза АЕБ — эксперты предполагали, что продажи окажутся на уровне 1,52 млн единиц. Но в декабре прошедшего года рынок сократился не так сильно, как ожидалось, — на 2,1%, до 166 666 автомобилей. Как прокомментировал Томас Штэрцель, председатель комитета автопроизводителей АЕБ, 2020 год оказался одним из самых сложных для российского автомобильного рынка. Но несмотря на это, по динамике продаж в прошлом году Россия показала один из лучших результатов среди крупнейших автомобильных рынков мира.
Как подтвердил директор компании Gruzdev-analyze Александр Груздев, российский авторынок действительно выступил в 2020 году не так плохо, как могло быть из-за пандемии. "Ожидаемые 9,1% падения в России по итогам года по сравнению с Европой (в Испании рынок упал на 32%, в Британии — на 29%, в Италии — на 28%, во Франции – на 26%) — это очень хорошо", — отметил эксперт.
По его словам, основные "дилерские показатели" в России и вовсе не упали. "Падение продаж компенсировало то, что что у дилеров не было никаких скидок и акций. Продавалось всё, что залежалось, причём по хорошей цене. В результате маржинальность продаж даже "голого" автомобиля выросла. Дилерские показатели в деньгах в 2020 году были отличные", — заявил Александр Груздев. Он добавил, что показатели дилерских центров по сервису тоже практически не пострадали.
Читайте также:
Авто
Авто петербургской сборки остаются на волне спроса
Редкие везунчики
Основные участники рынка закончили год на уровне средних показателей падения рынка, то есть, в пределах 5–15%. Лидером в России по-прежнему остаётся Lada, в 2020 году продажи автомобилей марки упали на 5%, до 343,5 тыс. единиц. Вторую строчку заняла южнокорейская Kia с результатом 201,7 тыс. машин, что на 11% меньше, чем в 2019 году. Тройку лидеров замыкает Hyundai — дилеры марки реализовали за год 163,2 тыс. автомобилей, падение составило 9%.
В десятке самых продаваемых марок в стране положительную динамику показали только два бренда: Skoda (+7) и BMW (+3). "У Skoda рост объясняется в целом устойчивым положением марки в России, которая имеет востребованный у нас модельный ряд, а главное — налаженный корпоративный сбыт, начиная от таксопарков и заканчивая автомобилями полиции", — прокомментировал dp.ru главный редактор автомобильного журнала "Движок" Илья Огородников.
К тому же чешский бренд недавно запустил продажи компакт-кроссовера Karoq, место которого пустовало со времен ухода модели Yeti, а также марка обновила два своих бестселлера — Rapid и Octavia. Как отметили в агентстве "Auto-Dealer-СПб", новый Rapid в Петербурге стал заметно популярнее своей предыдущей версии. Что касается Karoq, то он за неполный год присутствия на рынке занял чуть менее 20% продаж марки в городе. Положительная динамика у BMW во многом связана с тем, что бренд является премиальным, а люкс-сегмент всегда в кризис чувствует себя лучше, чем масс-маркет.
Самые высокие темпы роста продаж за прошлый год зафиксированы у китайских марок: Haval (+41%), Geely (+61%), Chery (+80%), Changan (+153%). В данном случае показатели растут, во-первых, на фоне относительно низкой базы прошлых лет, а во-вторых, за счёт обновляющегося или расширяющегося модельного ряда.
На грани ухода
Александр Груздев уверен, что российские, корейские и китайские марки в ближайшем будущем продолжат наращивать долю рынка в России. "Премиальный сегмент в России тоже никуда не денется, а вот средней прослойке будет не очень хорошо", — прогнозирует эксперт.
Говоря о "середнячках": ещё в конце 2020 года компания Honda объявила о решении прекратить продажи автомобилей марки на российском рынке. По мнению Огородникова, уход бренда из России по факту свершился ещё в прошлый кризис 2014–2015 года, когда бренд почти всю деятельность импортера делегировал своим дилерам.
"В очень похожей ситуации находится Chrysler, кроме того, последние остатки продаёт разорившийся в самом Китае Lifan, а также находящиеся в подвешенном состоянии Foton, Brilliance и Zotye. Теоретически все марки, продажи которых составляют менее 1000 автомобилей в год находятся в группе риска, включая, например, Fiat или Dongfeng. Но у этих брендов есть хоть какое-то подспорье в виде либо коммерческого подразделения, либо помощь со стороны объединяющего альянса", — заявил автоэксперт.
Год неизвестности
В первом–втором квартале нынешнего года авторынок России с высокой долей вероятности покажет рост, прогнозирует Александр Груздев. Это связано с тем, что именно в конце зимы–начале весны 2020 года в стране были введены коронавирусные ограничения.
В целом на год прогнозы по российскому авторынку боятся строить даже топовые аналитические агентства, заметил Илья Огородников, так как в течение всего 2020-го они переписывали их по два–три раза. "В целом, российский авторынок подвержен влиянию такого количества внутренних и внешних факторов, что годовые отчёты представляют собой уравнения с тремя–четырьмя неизвестными, а в таком случае итог продаж автомобилей в России в 2021 году может быть… любым", — сказал Илья Огородников.
В АЕБ дать прогноз всё же осмелились: в комитете автопроизводителей ожидают, что значительных изменений в 2021 году не будет. Рост рынка относительно 2020 года составит 2,1%, будет продано всего на 33 000 больше новых легковых и легких коммерческих автомобилей, или в совокупности 1 632 000 транспортных средств, предполагают аналитики. В сравнении с 2019 годом, в таком случае, рынок сократится на 7%.
Зато рынок запчастей и послепродажного обслуживания будет в данных условиях чувствовать себя лучше, чем раньше. "Люди, не имея возможности поменять свой автомобиль, будут больше вкладывать в обслуживание имеющейся машины. В этом сегменте есть большое число предпосылок для роста", — рассказал Александр Груздев. Вероятнее всего, люди буду переходить на более дешёвые товары, в целом этот рынок будет расти.