Петербургский рынок предметов искусства меняется под влиянием пандемии, но вязнет в затяжной стагнации. Покупатели пока не готовы тратить большие деньги на такие товары.
Эксперты отмечают, что резких колебаний на арт–рынке в 2020 году не было, ситуация менялась постепенно. "На первом этапе наблюдалось кратковременное затишье, затем произошёл всплеск интереса, породивший вопросы о новых форматах взаимодействия и приобретении предметов онлайн. А после случился резкий рост спроса на предметы искусства со стороны российских региональных и столичных покупателей", — рассказывает директор по развитию МВЦ "Петербургский художник" Инна Ваулина.
Среди тенденций года — снижение цен на произведения искусства, активные аукционные торги и галерейные распродажи. Вырос интерес к современному и советскому (конкретнее — ленинградскому) реализму. Хотя выставочный график галерей сдвинулся, практически все запланированные проекты были реализованы.
Иностранная любовь
Принято считать, что предметы искусства из России востребованы на Западе, но лишь 10% петербургских художников реализуют свои работы в Европе через агентов. Средняя картина на европейском рынке стоит около 5 тыс. евро. Выше оцениваются только копии известных шедевров.
"Есть много различных форумов, где художник может предложить свои работы и ждать отклика от агента или напрямую связаться с покупателем. Одним из таких порталов является сайт Fine Art America, платформы Artsy и французская сеть Carre d'Artistes", — говорит художница Мария Татаринова.
Кто–то из коллекционеров предпочитает лично выезжать в страну покупателя и налаживать контакты самостоятельно. По понятным причинам в прошлом году эти поездки пришлось отложить. Впрочем, ещё до пандемии снижение спроса наблюдалось в некоторых странах. В частности, во Франции. "Ещё в 2019 году я нашла троих покупателей на свои картины и улетела в Париж. Но продажи сорвались. В тот момент во Франции была забастовка и людям было не до искусства. Я съездила впустую. Такие проблемы могут возникнуть у любого художника, который не принимает участия в международных выставках", — рассказывает Мария Татаринова.
"Связи с иностранными клиентами стали более размытыми, впрочем, эта проблема возникала и до пандемии. Большую роль играет политика и ситуация в обществе, — подтверждает художник Алексей Перепёлкин. — Что касается вопроса реализации картин за рубеж, я столкнулся лишь с проблемой возврата работ в Россию. Моя картина уже год находится в Турине".
Привычным каналом продаж для художников являются галереи. Но в 2020 году избежать проблем не удалось и им. "Количество иностранных посетителей ярмарок и галерей уменьшилось, соответственно, снизились продажи. Отменённые ярмарки повлияли на ход некоторых сделок, которые должны были совершиться. В нашем случае был отменён крупный выставочный проект в Вене", — сетует Ольга Профатило, арт–директор и основатель MYTH Gallery. Основными инструментами для продаж от галерей стали онлайн–платформы Artsy и TEO.
Многим владельцам галерей непонятно, как в новых условиях формировать свою политику по участию в международных проектах. Выставочный план составляется заранее, потому уже сейчас многие стараются подавать заявки на участие в ярмарках, надеясь, что в следующем году ситуация улучшится.
Но эксперты выделяют и позитивные тенденции: по результатам года спрос на современное искусство вырос на 20%.
Конфликт поколений
Перед тем как отправляться за границу, некоторые деятели искусств пробуют реализовать свои работы в Москве. В столице покупательная способность выше, а выставочных площадок больше.
Львиную долю дохода художника составляют поступления от работ, выполненных на заказ, или преподавательская деятельность. Заработать на продаже картин много не получается. Цены на картины на внутреннем рынке довольно скромные и варьируются в пределах от 2 тыс. до 100 тыс. рублей.
"В Петербурге наша профессия воспринимается скорее как хобби. Заработка стабильного нет, приходится работать и в других местах. Из–за сниженной покупательной способности и отсутствия поддержки художникам приходится сильно занижать цены, непропорционально затраченным силам и материалам. А иногда и вовсе делать большие проекты за свои деньги, в итоге не получая ничего", — сетует художник Антон Кострицкий.
По словам молодых художников, у рынка есть ряд проблем, которые не решаются годами. "Выставки, которые сейчас проходят, просто показывают нам то, что мы видели ещё с советского периода. Всё новое — пережиток прошлого и не является действительно современным искусством", — утверждает Кострицкий.
Ключевые творческие объединения не приемлют экспериментов и категорично относятся к запросам молодого поколения. Фестивали и выставки, организованные непрофессиональными кураторами без бюджета, максимально ограничены и дают возможность показать только холст и "лицо на нём".
Проекты для души
Несмотря на все сложности, нынешней осенью петербургский арт–рынок пополнился как минимум тремя новыми галереями разных концепций: "Галереешной имени Морриса Хиршфилда", галереей One's Mind и онлайн–платформой развития современного искусства INTERVAL.
По оценкам экспертов, стартовые вложения при открытии новой галереи могут колебаться от затрат на аренду небольшого помещения в лофте или креативном пространстве до 10–15 млн рублей при создании оригинальной концепции.
Николай Уренцев и Олеся Луконина "созревали" до открытия своей "Галереешной" 3 года. "Я составил план, начал считать. Ничего не сходилось. Как бы я ни пробовал, в любом случае выходил минус", — вспоминает Урванцев. В итоге решили попробовать "наудачу". Около 35 тыс. рублей вложили в закупку рам, пакетов для упаковки, мебели и коробок для экспозиций. Ежемесячная аренда помещения составляет 23 тыс. рублей. Предприниматели не уверены, что даже такие мизерные инвестиции смогут окупиться.
По пессимистичным оценкам некоторых художников, рынок искусства Петербурга сейчас представляет собой монету с двумя сторонами. На аверсе — отсутствие желания экспериментировать с новыми именами и стагнация без развития, на реверсе — хайп и пустые тусовки. Большое значение при раскрутке имеют не талант, а личные знакомства и формирование особого образа "человека искусства".
Если молодых ребят не принимают в сложившейся арт–тусовке, они организовывают отдельные независимые движения и развиваются только в пределах этих коммун. Существуют эти движения отдельно друг от друга и представляют собой по сути разные реальности.