У "зелёных" проектов сейчас больше шансов получить инвестиции, чем когда–либо. Экотехнологии нужны в самых разных отраслях.
Университет ИТМО объявил о создании нового факультета ? "Гринтеха", где будут обучаться специалисты в области альтернативной энергетики и водородных технологий. А в "Сколково" закончил работу первый в России "зелёный" акселератор GreenTech Startup Booster, где было представлено 56 стартапов из Санкт–Петербурга.
По оценкам Allied Market Research, мировой рынок экологически чистых технологий и устойчивого развития будет расти темпами 24,3% и к 2027 году достигнет $48,4 млрд.
Промышленная зелень
Одно из самых "хайповых" направлений в мире — декарбонизация промышленности. "Total на днях инвестировал $2,5 млрд в покупку компании, которая занимается производством солнечной энергии. Enel тоже вкладывается в технологии альтернативных источников энергии, в развитие электротранспорта. Это показывает, что крупные компании активно инвестируют в такие технологии. Российская нефтегазовая отрасль только начинает изучать эти возможности", — считает директор по развитию кластера энергоэффективных технологий фонда "Сколково" Михаил Тыкучинский.
На уровне российской регуляции такое не окупить. Но стоит помнить о введении в Европе "карбонового налога", которым будут облагаться производства, не инвестирующие в снижение выбросов CO2.
"С учётом налоговых и иных мер стимулирования, вводимых зарубежными потребителями, экономическая обоснованность инвестиций в экологические технологии может сильно поменяться, и экспортно ориентированные компании вынуждены будут инвестировать, чтобы сохранить место на рынке. Стоимость внедрения соответствующих решений сильно варьируется: это могут быть и десятки миллионов, и миллиарды рублей. При этом налоги ЕС для российской экономики могут составить от $3 млрд до $10 млрд в год. Исходя из этой цифры можно оценивать потенциал инвестиций", — отмечает Михаил Тыкучинский.
Технологические решения для снижения налога уже появляются. В 2020 году Европейская комиссия разрешила получать кредиты CO2 в рамках ETS из "поглотителей" (например, сокращение CO2 путём посадки деревьев). Как вариант такого решения компания "Экологические инвестиции" предлагает строить "природные очистительные заводы" — промышленные плантации быстрорастущих деревьев (например, павлонии) для сокращения углеродного следа. Одновременно они могут стать и источником биомассы для переработки.
Капля в море
В области очистки воды тоже есть инновационные решения: например, на Ижорском трубном заводе тестируют "Биомикрогели" для обработки промышленных сточных вод. Этот продукт образует на поверхности загрязнения прочные плёнки, которые капсулируют частицы продуктов, выделяя их из раствора. Ту же технологию применяют и "Северсталь", и "Татнефть".
Для отслеживания загрязнений воздуха в России используют станции автоматического мониторинга, снабжённые высокоточным оборудованием. Однако в Сингапуре, Барселоне, Лондоне и других городах правительства начали использовать альтернативный подход: большое количество более простых сенсоров, подключённых к интернету вещей. С помощью IoT города могут наносить на карту области с высокой концентрацией загрязняющих веществ, отслеживать изменения, выявлять источники загрязнения.
Подобные сети датчиков используют и крупные предприятия: это позволяет с высокой точностью определять локацию утечек на складах. В России тоже есть такие сенсоры от компаний "Принтэлтех" и Horiba, однако на уровне городов технология пока не применяется.
"Нельзя сказать, что у нас технологий меньше. Но у нас они меньше внедряются в силу того, что экономических стимулов пока недостаточно. Штрафы за несоблюдение экологических норм в соотношении со стоимостью внедрения действительно передовых технологий иногда не создают достаточного стимула для таких инвестиций", — считает Михаил Тыкучинский.
Нагородили CO2
Отрасль строительства потребляет 40% добываемого сырья на планете, а 1 / 3 всего вырабатываемого CO2 приходится на объекты недвижимости, подчёркивает директор направления устойчивого развития и партнёр PropTech Russia Ольга Дентцель. В мире уже осознают это как проблему. "В России, однако, технологические компании только начинают работать в этом направлении, поэтому в качестве примера внедрения модели можно привести опыт европейских стартапов. Так, сервис Netlet позволяет строительным компаниям обмениваться излишками стройматериалов и сокращать тем самым объём утилизируемых остатков", — говорит Ольга Дентцель.
"“Зелёное” строительство пока в большей степени получило распространение в сегменте коммерческой недвижимости. В жилом сегменте под “зелёными” домами сейчас в основном понимаются здания с высоким уровнем энергоэффективности. При эксплуатации энергозатраты в таких домах в среднем на 25% ниже", — полагает Екатерина Ульянова, директор по развитию акселератора в сфере недвижимости от Glorax Infotech.
Эксперт отмечает, что "зелёные" дома не только минимизируют воздействие на окружающую среду за счёт экономного использования электричества и воды. В таких зданиях также ведётся мониторинг микроклимата, чистоты воздуха и других параметров для здоровья и благополучия жильцов дома.
И хотя "зелёные" фасады и вертикальные фермы для выращивания овощей и зелени в подвалах и на крышах (как в Европе) нам пока и не снились, в России тоже есть пара любопытных экотехнологий. Например, устройство ClimateGuard следит за экологической обстановкой в помещении. Его создатели разработали модульную IoT–платформу мониторинга климата и климатических сенсоров. Таким образом, один прибор (вместо кучи датчиков) способен замерять концентрацию в воздухе углекислого газа, частиц пыли, летучих органических соединений, температуру, влажность и другое.
Решения, направленные на энергоэффективность, в России тоже представлены. Например, продукт компании WATTS Battery позволяет облегчить использование солнечной энергетики. Это своего рода "умный power bank", который можно подключить к солнечным панелям или использовать как источник бесперебойного электропитания.
"Чаще всего электростанцию покупают в частные дома. В Московском регионе в солнечную энергию мало кто верит, хотя это решение нормально работает и в наших широтах. Тем не менее около 30% клиентов покупают станцию для интеграции с солнечными батареями", — рассказал "ДП" генеральный директор WATTS Battery Юрий Власов. В Петербурге, похоже, в солнечную энергию не верят вовсе. Батарею заказывают только в качестве источника бесперебойного электропитания, констатирует он.
Как считает Екатерина Ульянова, основными направлениями развития зелёных строительных технологий будут умные системы для контроля и оздоровления климата в жилых домах, проекты для грамотного использования домовых и придомовых территорий (например, вертикальные фермы), а также системы, позволяющие управлять раздельным сбором отходов, — от приложений для жильцов до комплексных систем для дома.
Мусорные технологии
Мусор — это и вправду одна из самых актуальных именно для России проблем, которая требует новых технологий. Согласно данным Счётной палаты РФ, 93% мусора в стране "хоронят" на полигонах. При этом даже туда доезжают не все отходы: часть оседает на незаконных свалках. IT–компании для решения этой проблемы разработали системы слежения. Например, "Ростелеком" запустил услугу мониторинга санитарно–эпидемиологических правил и норм (СанПиН) по сбору, вывозу и утилизации твёрдых бытовых отходов (ТБО) в конце прошлого года. В этом году готовятся запуски пилотных проектов на Северо–Западе (в Ленинградской и Калининградской областях), рассказали "ДП" в компании. Цифровое решение, построенное на облачной платформе "Видеонаблюдение" и нейросетевых алгоритмах компьютерного зрения, позволяет анализировать площадку и территорию возле места сбора мусора, объём выбрасываемых отходов, наполненность контейнеров и проезжую часть в зоне работы мусоровоза. Это помогает фиксировать некачественную уборку, отслеживать количество реально загруженных контейнеров, а также определять время приезда мусоровозов и их государственные регистрационные знаки.
Похожее решение есть и у компании "Большая Тройка". Компания использует датчики для измерения температуры, уровня мусора в контейнерах, опрокидывания. Основным же продуктом является платформа, основанная на Big data. Большие данные помогают оптимизировать транспортировку отходов и сократить затраты на логистику на 20–25%. Они показывают цифровую модель того, как устроена и действует отрасль обращения с отходами сейчас, строят "умный" прогноз развития отрасли на год, 5 или 15 лет вперед. Такая платформа уже внедрена в Ленинградской области.
В конце 2020 года "Ростелеком" купил компанию "Большая Тройка". Появятся другие яркие идеи — возможно, быстро купят и их?
“
Крупные компании всё чаще используют зелёные технологии, снижающие экологические риски, как конкурентное преимущество и механизм капитализации своего бизнеса. При этом в числе основных вопросов — эффективность зелёного тренда. Директор программы "Зелёная экология" Всемирного фонда дикой природы Михаил Бабенко выступил с характеристикой зелёного направления. По его словам: "Зелёная экономика — это новые выгоды. Важно видеть в ней не столько затраты, сколько потенциал" — и это ближе всего подходит к более глубинному пониманию стоящих задач перед зелёной экономикой. Одним из основополагающих трендов технологического развития в мире является "возврат" к так называемым зелёным технологиям, но организованным на более высоком уровне, в том числе с использованием IT, IoT, позволяющих обеспечивать необходимый уровень экономического роста. Возобновлённый тренд характеризуется рядом преимуществ, которые получают компании уже на стадии формирования портфеля заказов, основываясь на технологиях, позволяющих снизить потребляемую энергию, затраты на использование водных ресурсов, очистку сбрасываемых отходов и выбросов.
Марина Кустикова
доцент факультета энергетики и экотехнологий (GreenTech) Университета ИТМО
“
Европа с начала внедрения системы раздельного сбора отходов прошла большой путь. Нам не обязательно проходить его от а до я. Можно масштабировать передовые технологии. Инновационные разработки дороже, но они позволяют производить дополнительные продукты. Например, компания Valio представила в России коллекцию дизайнерской одежды, сделанную из отходов молочного производства. Экологичная мода — это перспективное направление. Есть инновационные технологии, пока не развитые в России: из отходов производства вина, соков могут делать кожу, из апельсинов — ткань. Такие производства есть в Италии и в Испании. Более массовая и известная в мире технология — производство кроссовок из переработанного пластика. Наша инновационная разработка — переработка пищевых отходов с помощью личинок чёрной львинки. Эта тропическая муха съедает органические отходы и при этом сама является вторичным продуктом, из которого мы производим белково–липидный концентрат для кормления животных, ценный жир и получаем органическое удобрение.
Кристина Афанасьева
экотренер, менеджер по устойчивому развитию компании Hermetia