Объём производства петербургских автозаводов Hyundai, Toyota и Nissan в 2020 году снизился на 13%, до 324,75 тыс. автомобилей.
Обороты сократили все три автопредприятия, расположенные в городе. С конвейера завода "Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус" (ХММР) по итогам 2020 года сошло 219 тыс. автомобилей, сообщила его пресс–служба. Это на 11% меньше, чем годом ранее (245 тыс.).
В компании отмечают, что более активно работали во втором полугодии, а также что значительно увеличили объём поставок на экспорт в страны ближнего зарубежья. Он составил 20 тыс. штук (+19% по сравнению с 2019 годом).
Завод "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус" снизил объём выпуска автомобилей на 27%. В 2020 году он составил 38,35 тыс. штук, в 2019–м — 52,5 тыс., сообщили "ДП" в пресс–службе российского подразделения Nissan. От других комментариев в компании воздержались.
Объём производства на заводе Toyota в Петербурге в 2020 году составил 67,4 тыс. автомобилей, что на 7266 штук меньше, чем в 2019–м, рассказали "ДП" в пресс–службе ООО "Тойота Мотор". Таким образом, снижение составило 10%. "Сокращение было вызвано вынужденной остановкой производства в июне в связи с пандемией", — поясняют в пресс–службе. Там добавляют, что после того, как линии завода открылись вновь, компания смогла "существенно сократить разницу с объёмами производства прошлого года".
Таким образом, три автопредприятия в 2020 году выпустили 324,8 тыс. новых легковых автомобилей по сравнению с 372,2 годом ранее (–12,7%). Близкие цифры и у официальной статистики. По данным Петростата, по итогам прошлого года индекс производства автомобилей, прицепов и полуприцепов в Петербурге снизился на 11,4%.
Лучше прогнозов
Минувший год начинался очень оптимистично. В I квартале был небольшой дефицит новых легковых автомобилей, но в целом он показал небольшой прирост. Начиная с марта появилось нарастающее состояние тревоги, а с апреля — ощущение катастрофы, отметил президент Ассоциации российских автодилеров (РОАД) Вячеслав Зубарев на пресс–конференции в январе, вспоминая, как отрасль переживала введённый весной локдаун из–за пандемии коронавируса.
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), II квартал продемонстрировал снижение продаж на 46%. Возможно, этот показатель мог быть и больше, говорит глава РОАД. "В этот период участники рынка пытались сбалансировать склады, решить вопрос, как не допустить разрывов, чтобы не было дефолтов. Прогнозы на катастрофическое снижение делали все, — отмечает Зубарев. — В III квартале начал возрождаться лёгкий оптимизм. Потом он нарастал, и отрасль столкнулась с дефицитом автомобилей. К концу III квартала мы “ввалились” в состояние жёсткого дефицита".
Начиная с этого периода продажи определялись не достоинствами бренда или эффективностью продавцов, а наличием автомобилей.
В 2020 году была угроза того, что этот год "выкосит" или проредит строй автодилеров. Ведь падение рынка зачастую сопровождается массовыми банкротствами. Но в итоге их число не только не сократилось, но и выросло в стране примерно на 5%, до 3570, подсчитали в РОАД.
"У всякой медали две стороны. С одной — хорошо, что никто не обанкротился. Но это хорошо на растущем рынке. А когда он падает, это увеличивает уязвимость дилеров в свете будущих испытаний и кризисов", — полагает Вячеслав Зубарев.
По оценке РОАД, 2021 год будет более стабильным, чем предыдущий, и продемонстрирует прирост в 3–5% по рынку новых автомобилей и 1–2% — в сегменте авто с пробегом.
По данным АЕБ, озвученным в середине января, всего по итогам 2020 года автодилеры в России продали 1 598 825 новых легковых машин (на 9,1% меньше, чем годом ранее). При этом предновогодняя гонка в сентябре–ноябре завершилась с более низким результатом, чем ожидали участники рынка.
В декабре 2020–го продажи новых автомобилей снизились на 2,1% по сравнению с аналогичным месяцем предыдущего года. "Недавний рост, вызванный девальвацией рубля, последствиями локдауна и возросшим на фоне ожидаемой адаптации цен спросом, завершился", — предполагает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель.
В 2020 году продажи новых автомобилей превышали показатели предыдущего года всего 4 месяца из 12.
Несмотря на это, Россия по итогам 2020–го обогнала Италию и переместилась с пятого на четвёртое место в рейтинге крупнейших автомобильных рынков Европы. Она занимает его после Германии (там продажи за год снизились на 19,1%), Франции (–25,4%) и Великобритании (–29,4%).
"Этот год подтвердил весьма прочное положение и долгосрочную заинтересованность автопроизводителей в российском рынке, а также критически важное значение мер государственной поддержки для устойчивости автомобильного бизнеса в России", — резюмировал Штэрцель. По прогнозу АЕБ, в 2021 году рост рынка составит 2,1%, то есть в России будет продано 1,632 млн новых легковых и коммерческих машин.
Мегаполисы пострадали больше остальных
По оценкам аналитического агентства "Автостат", падение рынка новых легковых автомобилей в России в 2020 году составило 8%. При этом наибольшее снижение произошло в крупных городах страны: Москве (–17%) и Санкт–Петербурге (–10%), отмечает генеральный директор "Автостата" Сергей Целиков. Если рассматривать федеральные округа, двузначное падение также наблюдается на Северном Кавказе и в Центре (в обоих округах было –13%).
Лучше рынка в 2020 году чувствовали себя Юг, Урал, Поволжье и Сибирь (от –3% до –7%). В Северо–Западном федеральном округе (–9%) этот показатель был хуже общероссийского. Единственным округом, где рынок показал рост, оказался Дальний Восток (+9%).
"Можно сказать, что те регионы, где меньше закрывалось автосалонов во время пандемии, оказались лучше рынка. А там, где закрытия были очень мощные, где провал рынка был наиболее глубокий, рынки просели существеннее, чем в целом по России", — пояснил Сергей Целиков.
Он уточнил, что объём сделок по системе trade–in (сдача старого автомобиля в обмен на новый с доплатой) в 2020 году в целом составил 32% от общего числа, из них в массовом сегменте — 30%, в премиальном — 41%.
Рынок подержанных автомобилей в стране по итогам года аналитики "Автостата" оценили примерно в 5,5 млн штук. "В массовом сегменте рост меньше — около 1,3%, а в премиальном — 5,9%", — уточняют в агентстве.
Если пытаться охарактеризовать рынок вторичных автомобилей, нужно отметить, что доля машин старше 10 лет на нём составляет 55%.
"Из–за этого, если смотреть динамику цен, получается некий перекос: рост в сегменте совсем старых автомобилей — около 6%, — говорит Сергей Целиков. — А вот в сегменте возраста от 3 до 7 лет — рост от 15 до 20%". По его мнению, это связано как с ростом цен на новые машины, так и с их дефицитом.
"Идёт некая волна, и машины 2012–2014 годов “вымываются” с рынка, хороших почти нет. Волна уходит в сегмент 2014–2015 годов, а этих машин на рынке совсем мало", — резюмирует эксперт.
Не без помощи государства
Федеральные власти оказали значительную поддержку автомобильной отрасли, сходятся во мнении эксперты и игроки рынка. Объём господдержки в 2020 году составил 22 млрд рублей. Эти средства были направлены на льготное автокредитование.
В 2021 году Минпромторг сообщил, что правительство намерено выделить ещё более 16 млрд рублей, чтобы стимулировать спрос на рынке. Большую часть средств планируется направить на льготное кредитование физических лиц.
В первую очередь речь идёт о льготных программах "Семейный автомобиль" и "Первый автомобиль". Они действуют при покупке нового автомобиля, собранного на территории России, стоимостью не более 1,5 млн рублей.
Ещё часть средств господдержки планируется направить на программы льготного лизинга и на стимулирование продаж газомоторной техники.