Отчёты властей показывают, что темпы вакцинации от коронавируса в Петербурге значительно ниже, чем в Москве. Связано это в том числе со страхом перед вакциной и недоверием к системе здравоохранения, утверждают эксперты. В каком-то смысле в данной ситуации проявляется и петербургский менталитет. Подробности — в материале "ДП".
Согласно последним сведениям, в Москве привито более 200 тыс. человек, то есть каждый 63-й житель. В Петербурге, как сообщили "ДП" в комитете по здравоохранению, на 25 января было привито 39,4 тыс. человек (каждый 140-й житель).
Дефицит информации
Всего в Северной столице полный цикл вакцинации прошли 6,6 тыс. человек, в минувший понедельник первично были привиты 3,2 тыс. человек, из них вторично вакцинировались 886 человек, уточнили в комздраве. Согласно опросу, который был проведён на портале "Здоровье петербуржца", каждый второй не планирует вакцинироваться вообще. В комздраве логично отметили, что эти данные нельзя считать полноценным социологическим срезом, тем не менее можно утверждать, что какой-то процент петербуржцев откажется от вакцинации. Некоторые причины отказа можно понять по комментариям, опубликованным под опросом.
"Минздрав счёл необязательным тест на антитела к коронавирусной инфекции перед вакцинацией, а как быть тем, кто перенёс ковид в лёгкой форме или вообще бессимптомно, при этом никаких ПЦР-тестов не делал, а антитела скорее всего есть, а потом ещё и прививку себе сверху сделать, что с ним будет? Странно всё это, сами себе противоречат и при этом хотят массовой вакцинации... Скорее всего не хотят деньги выделять на бесплатные анализы на антитела",— пишет в группе пользовательница Евгения Шиганова (орфография и пунктуация сохранены — Ред. )
"Почему нет никакой информации о самочувствии привитых? Даже если вакцина хорошая, не бывает, чтобы у всех всё прекрасно", — интересуется Галина Петрова.
В Смольном справедливо отмечают, что не всегда отказ от прививки может быть связан со страхом перед прививкой или недоверием к ней.
"Основная причина, по которой люди не будут вакцинироваться — то, что они уже переболели COVID-19. У тех, кто не болел, причины могут быть разные — "антипрививочные" настроения, ожидание другой вакцины, опасения по поводу того, как перенесут вакцинацию и т.д.", — прокомментировали в комитете.
Виноват менталитет?
"Жители Санкт-Петербурга всегда были самодостаточными и изначально имеют своё мнение, которое часто отличается от общероссийского, особенно от московского. Поэтому, когда в Москве говорят: "Надо!", в Санкт-Петербурге отвечают не "Есть!", а "Подумаем!". Причём такой критический настрой существует в Санкт-Петербурге в любом слое общества по отношению к вышестоящим", — отмечает Дмитрий Балашов, заведующий сектором психологического сопровождения управления качества и развития образовательной экосистемы СЗИУ РАНХиГС.
Именно поэтому, считает он, в Северной столице точно начнут прививаться, но не в таком массовом порядке, как хотелось бы. Эксперт также предполагает, что рост числа вакцинированных будет незначительным и поднимется максимум на 10–20%. Большинство же предпочтет "подумать и не торопиться".
"В Москве, Петербурге, Центральном округе, где плотность населения огромная, вакцинации боятся меньше, потому что там коммуникации между людьми отлажены и на высоте. В Марьино кто-то чихнул — через полчаса в Алтуфьево говорят, что в Марьино сто человек заболели коронавирусом. А, как известно, мы больше доверяем слухам от представителей своей референтной группы. Неоднородность населения, большая тревожность за счёт постоянно подогреваемого страха и реальных мер за нарушение режима профилактики заболевания — вот основные причины того, что население в крупных городах и в местах плотного проживания всегда более конформно", — говорит собеседник "ДП".
Психотерапевт, сотрудник петербургской Клиники Неврозов Сергей Спицын считает, что у горожан может быть страх побочных явлений. Кроме того, влияет на ситуацию одно из важнейших условий вакцинации — отказ от алкоголя. "Страх может быть из-за отсутствия уверенности, что тебе вводят. Избавить население от страха может положительная обратная связь от тех, кто уже сделал вакцину", — предположил он.
Фактор системы здравоохранения
Доцента факультета социологии Европейского университета Екатерина Бороздина отмечает, что ряд исследований показывает, что обычно от вакцинации отказываются две полярные, в социальном смысле, группы. И руководствуются они двумя разными наборами мотивов. Одна группа — это случай, когда люди не прививаются из-за нехватки ресурсов. Им не хватает денег на платную прививку, не хватает знаний, чтобы отличить достоверную информацию о вакцине от слухов, наконец, они просто могут жить в удаленной местности, и им сложно добраться до пункта вакцинации. Другая группа — состоятельные люди с высоким уровнем образования — городские профессионалы, которые понимают важность вакцинации, у которых есть доступ к качественной медицинской помощи, но они решают прививку не делать. Причины такого осознанного отказа различаются в разных обществах.
"Какие причины существуют в современном российском контексте? Я бы сказала, что основных причин две. Во-первых, это недоверие к систем здравоохранения. Сейчас я провожу интервью с петербуржцами, отказывающимися от прививок. Они приводят целый ряд обоснований своего поведения: начиная от того, что в поликлиниках люди, которые пришли на вакцинацию, вынуждены сидеть в одном помещении — едва ли не в одной очереди — с больными ковидом, заканчивая сомнениями в том, что в случае осложнений от вакцины пациенту будет своевременно оказана медицинская помощь. То есть речь не о том, что люди не верят в медицинское знание или сомневаются в важности вакцинации. Их беспокоит, что на практике вакцинация организована не достаточно эффективно, и это может создать риски для их здоровья", — поделилась эксперт.
Вторая причина заключается в особенностях отношений населения и государства. За последние 25 лет постсоветских реформ в России сформировался особый тип гражданина — требовательный гражданин-потребитель, который ожидает персонализированного подхода, готов оценивать имеющиеся опции и осуществлять выбор на рынке услуг, в том числе, и медицинских.
"Этой группе массовая вакцинация не нравится, поскольку это некая "обязаловка". Они беспокоятся, что государство стремится достичь неких общих показателей вакцинации населения, не принимая в рассчёт их личное благо, их комфорт. При этом такие граждане часто сами ищут информацию о прививках и в итоге, взвесив все за и против, все же вакцинируются в удобном для них формате, именно той вакциной, которую они выбрали. Словом, хотя о пандемии COVID-19 часто говорят как о чем-то уникальном, ситуация с отказом от вакцинации скорее подсвечивает уже имеющиеся особенности российского здравоохранения. Для решения проблемы здесь нужны не какие-то специальные ситуативные меры, а работа на системном уровне, прежде всего, преодоление институционального недоверия граждан к медицине", — подытожила Екатерина Бороздина.