Финал главного клубного турнира Европы в России проходил лишь однажды.
Финальный матч Лиги чемпионов уже в следующем году должен (сейчас никто ничего никому не должен, но всё же) пройти в Санкт-Петербурге.
"Скромность — украшение тех, у кого нет других достоинств". Эту идею я, ребёнок из советской семьи, которого учили быть скромным и не говорить вслух о своих достижениях, вдалбливал себе в голову молотком весь сознательный возраст. Пиара нам иногда не хватает, хотя прорывы и случаются.
Перед ЧМ–2018 комитет по туризму затащил в Петербург Зинедина Зидана, и тот взорвал мир через Instagram. Но чаще перед глазами — самовар с баранками в павильоне России на выставке в Париже во время Евро–2016. Рядом со шведской ледяной глыбой, сковавшей национальный автомобильный логотип, смотрелось миленько — как юродивый, но не из "Бориса Годунова".
При этом нельзя сказать, что у нас ничего не происходит. В Смольном 1 декабря провели заседание Оргкомитета по координации работ по подготовке и проведению перенесённого финального турнира Евро-2021.
Пресс–релиз аппарата вице-губернатора гласит, что Санкт-Петербург продолжает готовиться к чемпионату Европы в полном объёме принятых обязательств.
"На сегодняшний день УЕФА придерживается утверждённого сценария проведения европейского первенства в 12 городах-организаторах, в том числе в Санкт–Петербурге. С целью обеспечения всех гарантий, представленных правительством города в адрес УЕФА, губернатором был утверждён обновлённый региональный Комплексный план мероприятий по подготовке к проведению турнира", — заявил тогдашний вице-губернатор Владимир Кириллов.
Заключены договоры и государственные контракты, бюджетом предусмотрено необходимое финансирование, а перенос сроков Евро не потребовал от города дополнительных вложений. О готовности объектов, включая базу в Зеленогорске для сборной Финляндии, доложил и председатель комитета по физической культуре и спорту Антон Шантырь. Сколько будет зрителей и будут ли они вообще, решится уже в марте.
Тем не менее, если уж мы делаем вид, что готовы сохранить Евро, несмотря на коронавирус, не стоит забывать и о Лиге Чемпионов, финал которой в России пока что проходил лишь однажды — в "Лужниках" в 2008 году. К тому же сезон–2021/22 будет историческим — с 1999 года, когда был сыгран последний финал Кубка Кубков, пройдёт сразу три евротурнира. В прошлом году УЕФА возвестил о создании Лиги Конференций Европы УЕФА, которая даст людям по телеящику еще 141 матч.
Хайпа будет больше, чем качественного футбола, поэтому не грех к этому присоединиться. Но, поверьте, тренеры по всему миру — особенно национальных сборных, институт которых, по мнению больших спортивных бизнесменов, постепенно умирает, — будут ещё громче жаловаться на загруженность календаря.
Тем более что совершенно невозможно предсказать, как дальше будет складываться ситуация с пандемией, которая то и дело рандомно выбивает из строя футболистов, заставляя команды играть через два дня на третий, а тренеров — латать состав, а не заниматься постановкой игры и развитием подопечных. Это колесо с белками крутится всё быстрее по одной простой причине — телезрителям (а они теперь в подавляющем большинстве перед болельщиками на стадионах) абсолютно всё равно, с какими трудностями сталкиваются спортсмены. Пиво и диван — атрибуты из параллельной вселенной. И оттого футбольные матчи всё больше напоминают гладиаторские бои, а не спортивное состязание.
Но руководителям клубов грех отказываться от такой интенсивности, даже если придётся урезонивать тренеров. Как сообщила The Times в октябре, УЕФА сократил призовые для клубов на ближайшие 5 лет — из–за сокращения доходов от ТВ и спонсорства за минувший сезон потеряно 666 миллионов долларов США. Это означает, что доходы участников еврокубков в указанный период упадут примерно на 4%. К тому времени, как групповой турнир Лиги Чемпионов, согласно плану, расширят до 36 команд, придётся задействовать много рабочей силы.
Есть и хорошие новости — компания Mastercard, долголетний партнёр УЕФА, согласилась продлить свой 26-летний статус друга европейского футбола до 2024 года.
Средства придётся отрабатывать — в частности, Ассоциация возлагает большие надежды на встречи грандов на групповом этапе, которые, по её версии, должны принести большие доходы от телетрансляций.
Вот только, как показывает практика, в последнее время турнирная задача "занять первое место в группе, чтобы было полегче в плей–офф" мало кого интересует. Гранды занимают два первых места досрочно, и последние туры превращаются в формальность.
Впрочем, телеаудиторию всё меньше интересует командный результат — футбол всё больше уходит в раскрутку отдельных звезд, поэтому даже полутоварищеские матчи подуставших "Реала" и "Баварии" посмотрит большее количество человек, чем бой за второе место вдруг зацепившихся "Ференцвароша" и "Зенита".
Надо больше кричать о себе. УЕФА уверен — в кризис это единственное спасение.