19 сентября — в единый день голосования (ЕДГ) — во всех субъектах Северо–Западного федерального округа (коих, как известно, ровно 11) состоятся выборы депутатов Государственной думы. Кроме того, в восьми субъектах (Санкт–Петербург, Карелия, Ленинградская, Вологодская, Калининградская, Псковская, Новгородская, Мурманская области) будут избраны региональные парламенты, и в двух из них вдобавок — законодательные органы административных центров (Калининград и Петрозаводск).
Принципы и цели
Прогнозируя результаты любых выборов, следует помнить некоторые универсальные правила и принципы, которые их определяют (тем более что их не найти в соответствующем законодательстве). Основной принцип выборов был сформулирован третьестепенным персонажем любимого россиянами фильма "Брат 2": "Белкин, такими деньгами не рискуют!"
Как только в новой России в начале 2000–х годов поняли, какие деньги подвергаются риску самим фактом выборов, интерес к прогнозам существенно убавился. Прогнозистов заменили планировщики.
Выборы в Госдуму — действительно важные и серьёзно влияют на устойчивость власти в стране. С точки зрения теории и практики цветных революций голосование в парламент — очень удобная ситуация для вмешательства внешних сил, и власть наша вполне обоснованно воспринимает такие выборы в качестве угрозы. В качестве иллюстрации важности высшего законодательного органа — вспомните танки, стреляющие по зданию Верховного совета РФ в центре Москвы в октябре 1993 года.
Напомним себе о цели любых выборов. Она простая: властвующая элита (мы не в Америке, у нас она одна, родимая) должна удержать власть, а по возможности — её приумножить. В нашем случае приумножать вроде бы некуда. Следовательно — надо сохранить статус–кво. Для этого надо — проанализировать ситуацию, написать некий сценарий или план, мобилизовать ресурсы, аккуратно канализировать недовольство и протестную активность граждан и блокировать внешнее влияние. Ах да! Есть ещё люди, которые — электорат. Это досадное обстоятельство тоже надо учитывать.
Действующие лица
За выборы федерального уровня отвечает администрация президента (АП) в лице её внутриполитического блока. Реально, понятное дело, этим занимается вся властная вертикаль.
Основные действующие лица — четыре парламентские партии. Некую организованность, представляющую интересы власти и по недоразумению называемую партией ("Единая Россия"), выгодно оттеняют КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия". Их принято именовать системной оппозицией. Именно с лидерами этих партий идут основные консультации в АП, обсуждаются списки, персоналии, территории и прочее. Системными вышеперечисленные организации делает прежде всего бюджетное ежегодное финансирование (то есть мы с вами их содержим!). Например, в 2019 году "Единая Россия" получила из бюджета 4,3 млрд рублей. Чуть больше чем по 1 млрд рублей получили КПРФ и ЛДПР. "Справедливая Россия" — около 500 млн.
Всё по закону. 152 рубля ежегодно за каждый голос избирателя. Для партий, набравших более 3% на выборах в Госдуму.
По всем мыслимым и верноподданническим социологическим опросам, на все эти партии приходится около 60% электората, готового за них голосовать. ЕР — 30%, КПРФ и ЛДПР — по 13%, "Справедливая Россия" — 6%. На самом деле цифры значительно меньше. Неприкаянными где–то "болтаются" 50–55% потенциальных голосов избирателей. Это непозволительно много, потому что никто не понимает, к какому берегу они могут пристать.
Поскольку в нынешних выборах ГД имеют право принять участие без сбора подписей (процедуры по нынешним временам невыполнимой) 16 партий, то возможности по раскладыванию политического пасьянса у людей, тасующих карты, в АП довольно значительны.
Основной сценарий
Базовый сценарий очевиден. "Единая Россия" должна сохранить в новой Госдуме, во–первых, большинство, а во–вторых — желательно — конституционное большинство (то есть 2 / 3 голосов). Желательно также не допустить значительного роста голосов системной оппозиции.
Карликовые и бумажные партии оттянут на себя какое–то количество электората (они для этого и придуманы), но у них есть ещё одна важная задача — помочь выпустить пар. Неважно, что пар ушёл в свисток. Главное, что он был!
Несистемных оппозиционеров — Навального со своим "умным голосованием" и прочих "отморозков" справа и слева — по планам — быть не должно. Думается, их и не будет.
Такова примерная схема, которую разрабатывает АП (другой просто не может быть). Потом она спустится в регионы. Вся мобилизационная активность будет происходить там. Региональные штабы при деятельном участии или под прямым руководством губернаторов будут эту схему реализовывать. И основной интерес прогнозистов не в том, кто и сколько наберёт голосов, а в том, будут ли выполнены плановые показатели.
Учитывая также, что в России всё–таки есть ещё и население, которое, бывает, голосует вопреки планам руководства, то любопытно узнать — куда мы направимся в случае форс–мажора (голосования избирателей не по планам власти предержащей). Двинемся ли мы в сторону Белоруссии или, прости господи, в сторону Европы? Европа пока что, в отличие от Америки, светлый образ честных конкурентных выборов ещё не испоганила. Но здесь, мне кажется, угадать легко. Да и масштабный сбой предположить затруднительно.
Выборы в СЗФО
Общий принцип федеральных выборов в регионах тоже понятен. Там, где местные элиты отстроены или, условно, всем довольны, — там задуманный результат прогнозируем более всего. К таким регионам смело можно отнести Ленинградскую область. Во всяком случае сегодня увидеть возможные угрозы для плавного и планового течения избирательной кампании в Ленобласти трудно.
Там, где есть региональные внутриэлитные конфликты, можно ждать любых неожиданностей. Существенным может оказаться наличие сильных региональных партийных структур. Как, например, у партии "Яблоко" в Карелии, где к тому же традиционно конфликтны элиты Петрозаводска (а там основная масса избирателей). Прошедшие в начале ноября выборы в Сортавале, где 58% набрали представители "Справедливой России", позволяют предположить, что и федеральные выборы, и региональные пройдут там непросто. И плановых показателей добиться будет сложно. Там даже выборы председателя Союза карельских профсоюзов прошли со скандалами. Ситуация с заболеваемостью ковидом в регионе по динамике одна из самых тяжёлых в России.
В Новгородской области на прохождение в местный областной парламент претендуют шесть партий. Это говорит о том, что и думские выборы будут конкурентные (и в борьбе за единственный депутатский мандат, и за партийные проценты).
Судя по всему, в Мурманской области далеко не всех устраивает то, что делает губернатор Чибис. Стало быть, возможны сюрпризы. Но губернатор достаточно активен, энергичен, и ему есть что предложить избирателям. Конфликт внутри местной ЕР и сложные отношения с частью элит, ориентированных на бывшего мэра Мурманска и нынешнего депутата ГД А. Веллера, добавляют ситуации непредсказуемости.
Строптивые элиты Ненецкого автономного округа (а они продемонстрировали это, скандально торпедировав идею объединения НАО с Архангельской областью в прошлом году) в думской кампании особой роли не сыграют. Слишком мало там избирателей. Всё, что там может произойти, — местные радости "на районе" и статистика полпредства.
Если судить по состоявшимся в прошлом году губернаторским выборам, то неожиданностей не предвидится и в Архангельской области. Правда, главная болевая точка последнего времени — Шиес — залечена не до конца.
Вологодская область — внешне спокойна. В открытой оппозиции в основном только КПРФ. Но вряд ли этот конфликт критичен для власти.
Калининградская область не выглядит для "Единой России" незыблемым бастионом. Например, на выборах в горсовет уже сейчас решили отказаться от партийных списков. А это верный признак слабости ведущего партийного бренда. Недавно сменился мэр Калининграда, изменена схема управления городом.
В Псковской области достаточно сильны позиции "Яблока" (в бэкграунде — два главы района за последние несколько лет) и сильный лидер — Л. Шлосберг. Наверняка постараются дать бой.
В Республике Коми, казалось бы, недавно триумфально прошли выборы губернатора В. Уйбы. Но сегодня сменился практически весь политический блок, губернатор сначала взял на себя и тут же отказался от полномочий главы республиканского правительства (это теперь другой человек). Госсовет республики настроен к главе субъекта достаточно критично. Госдолг республики губернатор увеличил в 2 раза. Выборам в Коми может потребоваться федеральное кураторство.
Основной сценарий поддерживает свежеиспечённая, но уже опробованная практика трёхдневного "голосования на пеньках" и армия бюджетников, которым государство деньги, несмотря на пандемию, всё–таки платит. Дамокловым мечом над ним висит психологическая усталость, раздражение, злость и обнищание населения. Скоро ударникам капиталистического труда будет нечего терять. Совсем. А это уже совсем другой сценарий.