Но страшно далеки они от криптовалюты.
Аналитики жалуются: модель биткоина перескочила на американский фондовый рынок. Именно там в последнее время — и all time high с болезненными коррекциями, и пузыри, и даже "пампы" на сотни процентов, организованные Робин Гудами из сообщества на Reddit.
При этом главная криптовалюта, покорив в первых числах января уровень $42 000, к концу месяца скромно ушла в тень и оказалась обделена вниманием спекулянтов. Прибыли зафиксированы, а цена сползала всё ниже от максимумов.
Правда, в пятницу ситуацию переломил Илон Маск, безобидно запостивший статус bitcoin в свой Twitter. Одного этого хватило, чтобы подбросить курс с $32 тыс. до $38 тыс. Учитывая, что всё это время Crypto Fear & Greed Index оставался у уровня "экстремальная жадность", возможно, рынок просто искал повод. По крайней мере, падал он довольно неохотно.
"Если не брать крипто-фанатов, делающих ставку на господство биткоина в глобальной финансовой системе, для большинства инвесторов, зашедших в конце прошлого года, недавние исторические максимумы являлись крайне привлекательной целью для фиксации прибыли. В итоге именно последствия таких решений мы сейчас можем видеть. Разворот тренда не происходит, потому что панических продаж нет. Активный выкуп актива сразу после погружения ниже $30K говорит о сохранении пула инвесторов, которые ещё готовы поверить в продолжение восходящей динамики", — говорит Александр Купцикевич, ведущий аналитик FxPRO.
В банке JPMorgan предупреждают, что курс биткоина всё–таки может остаться ниже $40 тыс., поскольку достиг своего максимума приток денег в Grayscale Bitcoin Trust, на который приходится значительная доля активов ($20 млрд). Из–за этих опасений банк пока не хочет наращивать инвестиции в биткоин, хотя не отказывается от оценки "справедливой стоимости" в диапазоне $11–35 тыс., а "теоретической" долгосрочной целью считает $146 тыс.
"Инвесторы продолжают приходить в отрасль, но этого уже недостаточно, чтобы поддерживать рост цен. И биткоин, и золото сейчас рассматриваются как рискованные альтернативные активы, а не как защитные. Думаю, что такая тенденция не даст возможности биткоину снова взять исторический максимум и превзойти его", — написал в обзоре глава стратегического отдела JPMorgan Николаос Панигирцоглу.
Пока снижался биткоин, свой урожай снимали держатели главного альткоина. 20 января курс эфира обновил исторический максимум, превысив отметку $1430. Тенденция вполне логичная: когда биткоин исчерпал свой потенциал, спекулянты переключились на его самые популярные альтернативы.
Конечно, пугающе выглядит параллель с зимой 2018 года, когда сезон альтов точно так же пришёл на смену пику биткоина. После этого, как мы помним, цена рухнула и на то и на другое. Но справедливости ради стоит заметить, что тогда в эту игру не играли инвестфонды, да и печатный станок не генерировал столько ликвидности (тогда ставки в США, наоборот, повышались).
Решающим фактором в этом балансе может оказаться позиция регуляторов, которые до сих пор так и не сказали однозначного "да" криптовалютам, хотя и не рискнули бросить децентрализации вызов, считает Александр Купцикевич.
Блеск цифрового металла
Ну а пока сохраняется такая мода, криптовалютный хайп примеряют на себя и крупные корпорации. "Норникель" через свой Global Palladium Fund в конце прошлого года смог запустить торги своими металлическими токенами через платформу Atomyze. Первые контрагенты — давние промышленные партнёры "Норникеля", международные товарно–сырьевые компании Traxys и Umicore. В середине января токены залистила немецкая Deutsche Borse, со дня на день должно пройти размещение на Лондонской фондовой бирже.
Цель "Норникеля" — ни много ни мало революция на товарно–сырьевом рынке. А может, даже и что–то большее.
"В чём заключается красота цифрового подхода? Вы можете токенизировать что угодно: недвижимость, искусство, — говорил в интервью журналистам вице–президент и руководитель блока сбыта и коммерции компании “Норникель” Антон Берлин. — Сейчас можно быть совладельцем объекта недвижимости или картины — купить картину проблематично, а вот стать одним из совладельцев вполне реально. Это меняет финансовый рынок. С одной стороны, можно реализовать схемы, которые раньше были нереализуемы, а с другой — всё сильно упрощается и ускоряется. Я отслеживал сообщения в СМИ по теме “токенизация”, в качестве примера могу привести схожую с нашей сферу — торговлю нефтью. У них длинные цепочки поставок, множество документов, на их оформление и передачу уходит очень много времени. Цифровизация убирает эту проблему, всё происходит молниеносно. И это часть современного тренда на максимальную эффективность процессов".
Говоря о предметах искусства, Антон Берлин, по сути, описывает NFT–токены (non–fungible, или "невзаимозаменяемые" токены), у которых действительно большое будущее, отмечают эксперты. Яркий пример технологии — уникальные карточки ведущих игроков, которые распространяются в гейм–индустрии. Однако пока что платформа "Норникеля" работает совсем на другие цели.
"Да, они выпускают токены на блокчейне, это правда, но это ничего не имеет общего с криптовалютным рынком, — говорит Мария Станкевич, директор по развитию криптовалютной биржи EXMO. — Мы не видим никаких уникальных свойств, ничего, что характеризовало бы токеномику проекта. Сейчас я не вижу ничего, кроме перевода в цифровую плоскость отношений с клиентами".
С этим согласен и управляющий партнёр инвесткомпании EXANTE Алексей Кириенко.
"Думаю, это скорее юридический прецедент и интересная новация, но не более того. В коммерческую составляющую этого начинания верится крайне слабо. Вероятнее всего, эти токены будут использоваться для перевода в цифровую форму расчётов с уже имеющимися партнёрами, то есть это не инвестиционный продукт сам по себе. Широкому кругу инвесторов он будет неинтересен и на криптовалютных площадках не появится", — считает эксперт.
Банк цифровых амбиций
Примерно в том же ключе эксперты оценивают и проект "Сбера" по выпуску своего токена. Банк, который в последнее время проявляет активность во всех мыслимых сферах экономики, уже подал заявку на регистрацию блокчейн–платформы для выпуска собственных цифровых денег. Об этом сообщил зампред правления Сбербанка Анатолий Попов. По его словам, по закону процедура регистрации занимает 45 дней, так что к весне в банке планируют запустить в оборот для расчётов внутри экосистемы "Сбера" собственный стейблкоин — сберкоин. Он будет привязан к котировкам рубля.
Цель — вполне утилитарная. "Стейблкоин необходим для расчётов компаний по смарт–контрактам, которые реализуются на платформе блокчейна. Поскольку все материальные активы на блокчейне цифровые, для проведения сделок с ними необходима цифровая валюта — стейблкоин, или токенизированный рубль", — поясняют в пресс–службе банка. По сути, это цифровой аналог векселя.
Вряд ли этот актив появится на криптовалютных биржах. "Это просто обычный хайп, который никак не связан с криптой, — критична Мария Станкевич. — Я бы вообще сравнила сберкоин с бонусами “спасибо”. Конечно, не совсем то, но смысл похожий. Короче говоря, всё это можно называть как угодно, это может быть даже сделано на блокчейне, но к криптовалютному миру это будет иметь очень мало отношения".
"Ни один корпоративный коин в мире не был успешным, кроме токенов от криптобирж. Главный вопрос, на который, как правило, нет внятного ответа: зачем он нужен? Что он даёт его держателю?" — добавляет Алексей Кириенко.
Что ж, посмотрим. Мировая финансовая история всех рассудит. Власти РФ долго ждали, когда биткоин отрастёт, и теперь дали чиновникам время до апреля на то, чтобы те избавились от своих криптовалютных активов, то есть в текущих условиях, по сути, зафиксировали прибыль. Куда дальше понесут цифровые деньги законопослушные, но склонные к блокчейн–решениям бюрократы? Вот–вот… Пока что дорога у них одна, но, если хайп подогреть, конкуренция может и вырасти.