"Идея правильная и своевременная": зачем Путину суд по правам человека

Автор фото: Андреев Георгий / ТАСС

Владимир Путин поручил Верховному суду и Минюсту изучить вопрос создания в России суда по правам человека. Эта структура будет существовать в России отдельно от Европейского суда по правам человека, решения которого РФ обязалась соблюдать.

Юристы отмечают, что подобная инстанция является, с одной стороны. инновационной, а с другой — может стать препятствием перед ЕСПЧ. Кроме того, суммы компенсаций в таком суде будут гораздо ниже европейских. "ДП" изучил вопрос целесообразности создания отдельного органа по правам человека в России и узнал, как эта идея может быть связана с недавними протестами.

Новое препятствие или инновация?

Предложения по созданию нового суда президент поручил предоставить до 1 июня. Ответственными за это назначены председатель Верховного судаВячеслав Лебедев и глава Минюста Константин Чуйченко.
"Если это будет заградительный этап перед подачей жалобы в ЕСПЧ, то, конечно, я не поддерживаю инициативу. Судебные органы власти государства не могут идти вразрез с ЕСПЧ", — отмечает адвокат Андрей Саунин.
По его мнению, новая судебная инстанция может стать препятствием в случае, если для подачи жалобы в ЕСПЧ нужно будет сначала обратиться в такой суд. "И второй важный момент, на который хочу обратить внимание: весьма вероятно, что решения этого суда будут формальными, а компенсации для граждан будут кратно заниженными в сравнении с компенсациями, которые присуждает ЕСПЧ. Обратное в этом предложении мне сложно представить", — добавил он.
Вячеслав Федулов, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права университета "Синергия" говорит, что создание подобного органа является необычным и в какой-то мере инновационным, но стать аналогом ЕСПЧ данный институт, к сожалению, не в состоянии в силу разницы правовых статусов и самой природы этих судебных органов.
"Создание такого суда позволяет проследить траекторию дальнейшего развития правовой системы Российской Федерации. По своей природе судебная система любого государства достаточно консервативна, в связи с чем какая-либо модернизация может сказаться как на эффективности её функционирования, так и появлении проблем, неизбежно возникающих при создании нового института", — поделился эксперт своим мнением.
Он напоминает, что в России уже создавали отдельный суд по интеллектуальным правам, то есть в стране есть механизм появления расширения специализированных судов. Подобное существует в судебной системе Германии.
"Европейский Суд по правам человека является наднациональным конвенционным судебным органом, который создан государствами в силу норм международного права; в свою очередь, российский суд по правам человека при появлении будет вписан в архитектуру национальных судебных органов, обладающих собственной компетенцией. Можно предположить, что гораздо большее развитие эта идея может получит не в рамках Российской Федерации, а в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), являющегося современной международной платформой сотрудничества государств регионального уровня", — объяснил эксперт.

Протесты ни при чём

Доцент кафедры правоведения СЗИУ РАНХиГС, кандидат юридических наук Георгий Алексеев считает, что если президент поручил создать суд по правам человека, то значит подобный орган действительно необходим.
"Конституционный суд России по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность нормативных актов, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты. Конституционный суд загружен такими обращениями и создание специализированного суда, уполномоченного рассмотреть жалобу на нарушение конституционных прав и свобод по существу — идея правильная и своевременная", — рассказал эксперт.
При этом он обращает внимание, что если Российская Федерация останется в составе Совета Европы, то с решениями ЕСПЧ придётся и далее считаться, однако уже сейчас их исполнение обязательно только в случае признания таких решений Конституционным судом России не противоречащими публичному порядку РФ.
Алексеев не думает, что решение президента о создании отдельного органа по правам человека как-то связано с недавними протестами в поддержку Алексея Навального.
"Исполнительная власть не склонна переоценивать протесты настолько, чтобы создавать для их разрешения специализированные судебные инстанции. Вместе с тем проблемы при рассмотрении ЕСПЧ дела о нарушении ст. 2 Римской конвенции в отношении Алексея Анатольевича Навального могут вызвать трудности с участием РФ в работе Совета Европы, и тем самым вопрос создания Российского суда по правам человека ещё больше актуализируется", — заключил Георгий Алексеев.