Британские учёные пришли к выводу, что наибольший вред природе наносят не пластиковые бутылки, а стеклянные. Однако петербургские экологи считают иначе.
Команда учёных из Саутгемптонского университета провела исследование, чтобы выяснить, какая упаковка для жидкостей наименее экологична и способствует изменению климата. Для этого они опирались на несколько критериев: что происходит с материалом в процессе производства, использования и дальнейшей утилизации. Согласно их заключениям, самым неэкологичным вариантом оказалась бутылка из стекла.
С одной стороны
Основной аргумент британских экологов — для производства стекла нужно больше энергии, чем для пластика или алюминия. Кроме того, исследователи доказывают, что в процессе производства стекла выделяется большое количество углекислого газа, который может привести к серьёзным заболеваниям дыхательных путей.
Впрочем, петербургские экологи готовы поспорить о преимуществе пластика в качестве более экологичной упаковки. "С точки зрения токсического воздействия на организм стекло в качестве упаковки пищевых продуктов не оказывает вредного воздействия. Чего не скажешь о пластике. Например, некоторые виды полимеров, используемых для упаковки продуктов, могут содержать бисфенол А", — отмечает главный эколог полигона ООО "Новый Свет–ЭКО" Александра Забелина.
Эксперт считает, что западные исследователи сконцентрировались на изучении данного вопроса с точки зрения производства материала — какой углеродный след оставляет тот или иной продукт.
Председатель правления Экологического союза Семён Гордышевский отмечает, что в своём исследовании учёные не рассматривали токсический и механический способы загрязнения, уделив внимание только углеродному аспекту. В этом смысле, по мнению Александры Забелиной, стекло действительно сложно назвать экологичным продуктом. Производство стекла в самом деле сопряжено с парниковыми выбросами. "Во–первых, стеклянная бутылка, в отличие от пластика, имеет большую массу. Поэтому количество энергии, которое приходится потратить на изготовление стеклянной бутылки, очень высокое", — поясняет Семён Гордышевский.
Трудности утилизации
Пластик в этом смысле требует меньше энергии, потому что масса невелика. Но проблема этого материала заключается в утилизации, поскольку перерабатывать его можно только в трёх видах: полиэтилентерефталат (бутылки ПЭТ), высокоплотный полиэтилен низкого давления (посуда, упаковка для молока и моющих средств), низкоплотный полиэтилен высокого давления (прозрачная пищевая плёнка). По словам собеседника "ДП", остальные виды пластика перерабатывать неэффективно.
С коллегой по цеху согласилась Александра Забелина. "Когда мы говорим “пластик”, имеем в виду разные виды полимеров. Одни могут быть переработаны полностью, а утилизация другой полимерной продукции затруднена или невозможна", — говорит она. С учётом невысоких количественных показателей утилизации даже полностью перерабатываемых полимеров современный тренд на отказ от пластика, по её словам, несомненно, обоснован.
Вторая попытка
Если бы стеклянная бутылка использовалась вторично, вред окружающей среде был бы меньше, считают экологи.
Семён Гордышевский отмечает, что в России такая практика отсутствует. В первую очередь из–за того, что бутылки все разные, они попадают в отходы или стеклобой, где происходит переплавка стекла и снова затрачивается много энергии. Таким образом, углеродный след у стеклянной бутылки очень высокий. Впрочем, с позицией петербургского эколога не спорят и британские учёные. Они поставили переработанное стекло на второе место по уровню негативного влияния на окружающую среду.
По их словам, наименьший экологический след оставляют алюминиевые банки. При производстве такой упаковки экономится 95% энергии, которая могла бы быть затрачена на новый материал. В первую очередь потому, что их проще утилизировать. Однако повторно использовать их нельзя, поэтому требуется обеспечить сбор банок, а затем переплавку. Кроме того, для производства алюминия необходима переработка бокситовой руды, которая загрязняет водоёмы тяжёлыми металлами.
"Необходимо помнить о деградации компонентов окружающей среды в ходе добычи полезных ископаемых, выплавки и литейного производства продукции, а также о воздействии отходов алюминия на почву", — отмечает Александра Забелина.
В любом случае алюминиевая тара пока не столь популярна, как бутылка или пластик. И тенденции к массовому переходу на алюминиевые банки не наблюдается.
"Предсказать появление нового тренда на отказ от той или иной упаковки возможно только после проведения всесторонних обосновывающих исследований. При этом они должны включать оценку жизненного цикла конкретной упаковки и учитывать все возможные экологические аспекты и риски", — добавляет Александра Забелина.
Выход есть
По мнению Семёна Гордышевского, альтернативой поиску наиболее экологичного варианта является полная смена культуры упаковки. В иерархии обращения с отходами на первом месте стоит предотвращение образования отходов, затем многократное использование.
"Например, бутылки можно использовать много раз, если помыть их после использования и отправить на производство. В таком случае в них можно опять разливать ту же жидкость", — говорит эксперт.
Экологи единогласно утверждают, что необходимо менять культуру в сфере производства и потребления, чтобы при проектировании любого товара предусматривалась многоразовая упаковка. "Этот путь является магистральным, потому всё остальное не даёт решения — ни стеклянная упаковка, ни полиэтиленовая, ни даже алюминиевая", — отмечает Семён Гордышевский.
Петербургские пищевые предприятия пока используют все вышеупомянутые упаковки. В пресс–службе "Coca-Cola HBC Россия" рассказали "ДП", что сегодня упаковка выбирается производителями в первую очередь исходя из предпочтений потребителя и служит для сохранения продукта в безопасных условиях. В компании отмечают тренд на экологичность упаковки: производители постепенно отказываются от неперерабатываемой тары, снижают её вес. Главное, как добавляют в пресс–службе, обеспечить собираемость любой упаковки.
Крупнейший производитель пива в России — Heineken — выпускает продукцию в различной таре: это стеклянные и пластиковые бутылки, алюминиевые банки, стальные и пластиковые кеги. "Продукция во всех этих видах тары представлена на рынке активно — на каждую есть спрос и свой потребитель. Самое значительное изменение последних лет — законодательный запрет на пиво в ПЭТ объёмом более 1,5 л. Доля упаковки на рынке меняется мало. В целом на российском рынке с учётом продаж в магазинах разливного пива более 50% занимает продукция в пластиковой упаковке", — комментирует Кирилл Болматов, директор по корпоративным вопросам Heineken в России.