Ставки очень высоки: кто руководит акциями в поддержку Навального

Автор фото: архив "ДП"

Вмешались новые игроки.

Решение, вынесенное судом о замене Алексею Навальному условного срока на реальный, никак не является конечным венцом дела. Но сначала о самом решении и о том, что ему предшествовало.
Возвращаясь в Москву 17 января, берлинский пациент, конечно, консультировался в различных инстанциях о дальнейших действиях и своей предполагаемой судьбе. И не только в Берлине, Брюсселе, Вашингтоне, Лондоне или ещё какой–то иной столице, но прежде всего в Москве. Именно здесь были и остаются связи в различных центрах силы. И они немалые. Вспомним историю 2013 года. Алексей Навальный выдвигается на выборы мэра Москвы, но не может собрать подписи муниципальных депутатов для регистрации. Подписи по просьбе Сергея Собянина ему собирает "Единая Россия", и 17 июля "главный оппозиционер" регистрируется кандидатом в мэры Москвы. Но тут же 18 июля Ленинский районный суд Кирова признаёт Навального виновным по делу "Кировлеса" и приговаривает к 5 годам лишения свободы. Казалось бы, всё, на выборах поставлен крест, но прокуратура выступает против немедленного ареста Навального и его выпускают на свободу спустя сутки после оглашения приговора, а затем заменяют реальный срок условным. День за решёткой, активно подсвеченный средствами массовой информации и интернет–сообществом, даёт всплеск популярности. В итоге 27% процентов голосов на выборах. И кто–то верит, что такие пертурбации возможны без участия сильных мира сего? Да ладно вам!..
Из той же серии громкие расследования с вбросом компромата, который кто–то из узкого круга высших руководителей должен был передавать в рамках процессов "борьбы башен" и конкуренции в гонке претендентов на звание преемника главы государства. Эта гонка ускоряется и обостряется на наших глазах, и медиаменеджер высокого класса понадобился в этих разборках вновь. Он и летел за новым заказом на новую высокооплаченную работу.
В договорённости могло входить временное ограничение дееспособности с последующим решением суда о штрафе (пусть и достаточно большом), но с продолжением условного срока и отсрочкой приговора. Да, ФСИН нужно было отработать собственную процедуру. Как было заявлено, Навальный 6 раз в 2020 году не явился на регистрацию, и это всё, не считая периода лечения в клинике "Шарите". Но он не являлся на регистрацию и в 2019–м, и в 2018 году. При этом свободно выезжал за рубеж на отдых, на переговоры, на встречи со спонсорами. В России тысячи человек находятся на условном сроке. Большинство из них честно соблюдает все предписанные процедуры: ходит — отмечается, не покидает границы родины, отказывает себе в ряде удовольствий. Тем, кто режим нарушает, пересматривают приговоры, заменяя условный срок на реальный. Но почему–то именно к Навальному этот порядок долгое время не относился. Были опять же специальные договорённости с влиятельными людьми? Но это несправедливо и к тем, кто режим соблюдает, и к тем, кто вынужден расплачиваться свободой за его нарушение. Кому–то одному можно, а всем остальным нет.
"Все животные равны, но некоторые животные равнее других", — писал Оруэлл в "Скотном дворе".
Так что вопрос не в приговоре по делу "Ив Роше". Различных "неоднозначных" решений судов по коммерческим вопросам у нас реально много, в них и рейдерские захваты, и умышленное банкротство, и вытеснение с рынка, и ещё много чего. Как много и честных и объективных решений. Где здесь находится дело "Ив Роше" — это отдельный вопрос, его сейчас как раз не обсуждали. Суд не пересматривал предыдущий вердикт. Он чисто процессуально рассматривал формальный момент — несоблюдение режима. И всё было бы относительно спокойно, но вмешались новые игроки.
Уже другие силы заказали разогрев улицы, массовые несогласованные акции, требующие от властей свободы Навальному, чуть ли не со штурмом "Матросской тишины". При этом сам недавний больной был в следственном изоляторе № 1 и ничем не руководил. Массами управляли помимо него.
Прекрасно известно, что власть никогда не идёт на поводу у улицы, не выполняет решения, навязываемые ей с позиции силы. Если прогнуться раз, то протестанты, почувствовав слабость, будут усиливаться и требовать новых и новых уступок. "Мы здесь власть!" — получит подтверждение. Никогда такое развитие сценария не допускалось, не произошло оно и в этот раз. При этом результат реально не выгоден ни самому Алексею Навальному, которому теперь светит 2,8 года в колонии, ни властям, которым теперь разбираться с международными санкциями вплоть от заморозки проекта "Северный поток — 2". Кстати, если это произойдёт, то бенефициар всей постановки будет налицо. Миллиардные выгоды от СПГ в Европе покроют любые переводы биткоинов на все протестные кошельки.
Но будущее, как всегда, не предопределено.
Если удастся прекратить уличные акции, о чём уже заявляют и штабисты протеста, то в спокойной обстановке, без перекрытия улиц и драк с ОМОНом, ситуация может разрядиться. На решение суда от 2 февраля будет подана апелляция, и её рассмотрение может оказаться более позитивным для подсудимого. Те, с кем он договаривался, ещё не опустили руки, и всё может вернуться "на круги своя". Игра будет продолжаться.
Но есть и вариант обострения. Если протесты так или иначе продолжатся, реакция властей будет ужесточаться, появится ещё один приговор, потом ещё. Собственно, возобновление слушаний дела о клевете на ветерана — это предупреждение о возможности такого развития событий. Так что теперь вопрос, не сдадут ли чьи–то нервы во время возникающей паузы. Ставки действительно очень высоки.