Новый законопроект обещает не только помочь финансами, но и дать информационную и образовательную поддержку самозанятым. Если в том, что от денег мало кто отказывается, нет сомнений, то нуждаются ли фрилансеры в советах — вопрос.
Депутат Законодательного собрания от фракции "Единая Россия" Александр Тетердинко разработал законопроект о внесении изменений в городской закон "О развитии малого и среднего предпринимательства". Документ 29 января рекомендовал депутатам принять парламентский комитет по законодательству.
Сейчас в городе действует программа поддержки самозанятых, в рамках которой они могут получить займы до 400 тыс. рублей на срок до 3 лет под 3–4% годовых. Депутаты ЗакСа решили, что называется, "расширить и углубить".
Правила игры
Граждане, которые хотят стать самозанятыми, переходят в статус плательщиков налогов на профессиональный доход. Новый налоговый режим ввели в качестве эксперимента в 2019 году в четырёх регионах страны (Москве, Подмосковье, Калужской области и Татарстане). После того как в ФНС увидели, что количество самозанятых налогоплательщиков в пилотных регионах составило более 250 тысяч человек, практику распространили ещё на 19 субъектов, среди которых и Петербург.
Физлица, которые переходят на новый налоговый режим, могут платить с доходов от самостоятельной деятельности только налог по льготной ставке — 4 или 6%. Это позволяет легально вести бизнес и получать доход от подработок без рисков получить штраф за незаконную предпринимательскую деятельность. Главное условие — не являться при этом ИП, а максимальный годовой доход не должен превышать 2,4 млн рублей.
Среди самозанятых часто можно встретить репетиторов, переводчиков, сантехников, визажистов, швей. Экспериментальные условия будут действовать ещё 10 лет. Директор Национальной гильдии фрилансеров Кирилл Аношин ссылается на исследование по рынку: "Спрашивали самозанятых, что же мешает им решиться выйти из тени и легализовать свои доходы, — чаще всего респонденты отвечали, что боятся отсутствия социальных гарантий. Поэтому любые действия, которые дают преимущества, воспринимаются на ура".
Многие сторонники этих нововведений говорят о чрезвычайно выгодных условиях, ведь если человек работает на себя, оказывает услугу и получает доход — он обязан платить налог 13%. Возникает закономерный вопрос: а зачем делать столько лишних движений и регистрироваться, если можно работать незаметно и никому не платить лишнего? Человек, работающий в тени, не будет делиться ни с кем. Что же в таком случае должно его замотивировать становиться самозанятым официально, кроме того, что не нужно представлять декларацию?
Кроме того, не очень социально ответственные работодатели изобрели новый вид "оптимизации расходов" — оформление части сотрудников в качестве самозанятых, чтобы не платить страховые взносы и НДФЛ.
Что предлагают в кабинетах
По данным исследования Национальной гильдии фрилансеров, 35% граждан потребовались дополнительные средства во время пандемии. Из них 17% респондентов оформляли кредит в банке или микрофинансовой организации, а 18% предпочли занять деньги у друзей и родных.
Согласно новации ЗакСа, самозанятым предлагается не только оказывать финансовую и гарантийную поддержку, но и решать вопросы имущественного, информационного, консультационного и образовательного характера. Особо в проекте оговорена помощь гражданам, осуществляющим сельскохозяйственную и ремесленную деятельность. Как сообщила зампред комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Ольга Горышина, на эти цели планируется выделить из городского бюджета 13,9 млн.
Много это или мало? Даже спикер ЗакСа Вячеслав Макаров, комментируя законопроект при внесении в парламент, подчеркнул, что в Петербурге насчитываются десятки тысяч самозанятых. Разумеется, по мнению представителей фракции КПРФ, работающие в тени — заложники обстоятельств, и "образовательная" часть законопроекта им не очень нужна. "Если говорить об обучении, которое собираются давать этим людям, то по большому счёту они в нём не нуждаются, поскольку уже имеют необходимые квалификации и их голова занята тем, как прожить достойно. Просто государству очень хочется обуздать этот сектор экономики и получить свою долю", — полагает член комитета по законодательству ЗакСа Александр Рассудов.
В ВШЭ полагают, что любой инструмент и механизм требует времени для отладки. Директор Центра прикладных исследований и разработок НИУ ВШЭ в Петербурге Александр Курячий предупреждает: ждать, что самозанятые сразу побегут в легализованное поле, не стоит. На это нужны десятилетия.
“
Самозанятые — вынужденная экономическая категория, в том числе преподаватели школ и вузов, врачи. Если поделить сумму из законопроекта на предельный размер микрофинансирования — 400 тыс., получится, что на эти деньги можно помочь всего 34 самозанятым.
Александр Рассудов
Депутат Законодательного собрания
“
Сначала казалось, что нововведения будут на руку махинаторам, которые переводят сотрудников в самозанятые, чтобы платить меньше налогов. Но, судя по статистике, это работает — этот статус востребован. Но если говорить о мотивации, то стоит фискально стимулировать эту категорию.
Александр Курячий
Директор Центра прикладных исследований и разработок НИУ ВШЭ в Петербурге