В квартиры и офисы Петербурга возвращаются авторские эстампы.
В России постепенно возрождается мода на украшение интерьеров художественными принтами. С распространением дешёвой цифровой печати эта культура на пару десятилетий была забыта, но сейчас люди вновь захотели эксклюзивности, плата за которую не столь велика.
"ДП" узнал, кто в Петербурге занимается созданием малотиражных художеств и кто их себе заказывает.
Ценные тиражи
Принт — изображение, нанесённое определённым способом на бумагу или другой материал, — относительно старая форма искусства. Стоит вспомнить те же гравюры или литографии, которые в советское время издавались небольшими нумерованными тиражами.
Читайте также:
Мода
Альбом с картинками. Чем хороши дизайнерские принты
Это, например, известный альбом линогравюр "По ленинским местам", выполненный графиком Андреем Ушиным, или наборы открыток–эстампов ленинградского художника Александра Ведерникова, которые сегодня являются филокартической редкостью.
Как раз в описании одного из таких наборов на примере автолитографии и объясняется суть и ценность того, что сегодня называется принтом. "Значение прежде всего в том, что художник сам создаёт печатную форму… К тому же весь процесс печати проходит при его непосредственном участии. Поэтому оттиски сохраняют выразительность авторского почерка, тонкость, которые свойственны лишь подлинным произведениям искусства. Возможность тиражирования делает вещь доступной и позволяет знакомить с ней не только посетителей выставок, но и более широкий круг зрителей", — написала в 1962 году искусствовед Алла Павлинская.
Примерно в то же время, когда в эстампной мастерской издательства "Художник РСФСР" печатались упомянутые открытки, в США на Манхэттене начала работу знаменитая "Фабрика" Энди Уорхола, где осуществлялось массовое производство репродукций методом шелкографии. Суть была та же, что и в СССР, — сделать искусство доступным для народа. Сам художник называл это направление "бизнес–артом".
Уорхол — 400 долларов, ваш каприз — 500 рублей
Именно благодаря шелкографическим работам Уорхола принты и получили популярность в массовой культуре. Технология показала, что не обязательно делать копии картин. Отпечатанные в те годы уорхоловские принты, заверенные подписью автора, можно и сейчас приобрести на Ebay за 400 долларов и более.
Позже его методы перехватили и более андеграундные художники, которые хотели создавать доступные и недорогие предметы искусства.
"На данный момент принты печатаются любыми возможными методами: гравюра, ризография, офсет, — рассказал старший печатник петербургской типографии Private Printing Павел Дидрик. — Самой распространённой техникой, несмотря на трудоёмкость процесса, остаётся шелкография. Продукт получается не только качественным, каждую копию можно ещё и индивидуализировать, меняя цвета и толщину нанесения краски. При этом стоимость совсем невысока: при тираже, положим, 50 экземпляров стоимость одного принта для заказчика составит 500–1000 рублей в зависимости от количества цветов и формата бумаги. А ризография выйдет и того дешевле".
Готов не каждый. Пока что
По словам художника Максима Опасных, к работе с различными техниками печатной графики он пришёл в тот момент, когда ему стало интересно, как можно просто и недорого тиражировать свои рисунки. Тогда он с товарищем решил понять, что такое шелкография, и нашёл мастера, который посвятил их в тонкости трафаретной печати.
"Как выяснилось, люди не сильно интересуются вопросом, как что–либо сделано. Я всё чаще сталкиваюсь с позицией: не хочу ничего знать, мне надо так, ты профи — сделай, как я хочу. То есть не задумываясь о технической стороне вопроса вообще, — говорит художник. — В плане печати у всех есть представление об офисном принтере и о том, как с одной стороны вставляется бумага, а с другой вылезает картинка, а яркость цветов и качество отпечатков остаётся чаще на заднем плане".
По мнению художника, продвигать принты логичнее в сферах, связанных с рекламой и дизайном. Так как такие заказчики — в отличие от частных лиц — чаще понимают, что могут благодаря печатникам получить относительно недорогое и яркое украшение интерьера. К примеру, у Мастерской печатной графики Центра графического искусства Санкт–Петербургского союза художников был заказ на изображения зданий, в которых располагаются офисы клиентов. Создавались и гравюры по уже готовым рисункам.
"Сейчас в Петербурге открывается достаточно большое количество коворкингов и небольших отелей, владельцы которых хотят недорого получить авторские работы для оформления интерьеров, — объясняет архитектор–дизайнер, преподаватель школы дизайна Art and Shock Артём Степанов. — Что же касается частных заказчиков, то для их активизации необходимо хотя бы улучшение экономической ситуации, которое, с одной стороны, позволит развиваться арт–бизнесу, а с другой — большее количество людей сможет позволить себе задумываться об украшении своих домов предметами искусства".