Новый "Метрострой" может оказаться для Смольного не лучше старого.
В распоряжении "ДП" оказалась копия устава АО "Метрострой Северной столицы" (МССС, учреждено в октябре 2020 года "ВТБ Девелопментом"), которому Смольный намерен доверить строительство подземки. Согласно некоторым из его пунктов, решения общего собрания акционеров принимаются только единогласно, кворум для проведения заседания совета директоров составляет не менее 3/4 от числа всех избранных членов (не менее семи из девяти человек), кворум для очередного и внеочередного собрания акционеров — 99%, а для повторного — 90%.
Если этот документ является подлинным, получается, что Смольный так и не добился своей цели: получения контроля над строителем метро. Ранее, напомним, он много лет воевал с акционерами "Метростроя" в лице отца и сына Александровых, сопротивлявшихся любым попыткам города увеличить свою долю в компании.
И вот теперь, когда Александровы побеждены, старый "Метрострой" доведён до банкротства, а вместо него учреждён новый, МССС, с 65%–ным пакетом у города, получается, что эта победа — Пиррова. 35% акций, которые остались у "ВТБ Девелопмента", позволяют ему гарантированно провести в совет директоров троих своих кандидатов. В результате чего Смольному большинства уже не добиться.
Да и нет не говорить
"ДП" направил в Смольный и ВТБ запросы о подлинности устава. Ни там ни там её не подтвердили, но и не опровергли. В компании заявили, что "не могут подтвердить оригинальность незаконно полученного документа".
"Все корпоративные документы соответствуют законодательству. Все коллегиальные органы также созданы и действуют в соответствии с правоустанавливающими документами и действующим законодательством. Следует отметить, что решения по проекту принимаются акционерами совместно", — прокомментировали в пресс–службе ВТБ.
В аппарате вице–губернатора Максима Соколова "ДП" сказали, что удовлетворены партнёрством с ВТБ. "Все договорённости о совместной деятельности были достигнуты и сохраняются в целях обеспечения бесперебойного и непрерывного строительства объектов метрополитена в Петербурге", — заявили чиновники.
Война башен
Источник "ДП" в транспортном блоке Смольного говорит, что сейчас устав МССС существует в нулевой редакции и "ведётся работа для приведения его в соответствие с интересами города".
"Есть принципиальные разногласия. У комитетов Смольного, в частности юридического, есть вопросы к уставу. У ВТБ свои интересы", — прокомментировал источник.
В минувшую пятницу, по данным "ДП", в Смольном проходило совещание касательно вопросов строительства метрополитена. Предварительно по вопросу устава МССС был найден консенсус.
Ряд экспертов считают, что информация о разногласиях по поводу сотрудничества с ВТБ в вопросах метростроения, и в частности о невыгодности для города такого устава, — отголоски войны внутри Смольного. Целью которой является подорвать позиции Максима Соколова, курирующего этот проект.
Как ранее писал "ДП" (см. № 157 от 02.11.2020), ожидается, что новая структура заработает на рынке Петербурга не раньше сентября 2021 года. До этого времени предстоит решить немало юридических и финансовых вопросов: по передаче работ и техники от старого "Метростроя" к новому, а также по переводу работников.
Ожидается, что в апреле будет выпущено постановление правительства РФ о присвоении МССС статуса единственного поставщика. Это единственный путь, чтобы без конкурса передать новой структуре контракты на строительство подземки. Для подготовки такого постановления потребуется обновлённая перспективная программа развития метрополитена (до 2045 года), которой Смольный уже озадачился (см. "ДП" № 13–14 от 05.02.2021). На основании этой программы с новым подрядчиком будет заключён рамочный договор на проектирование и строительство конкретных линий метрополитена.