Объём производства винодельческой продукции в Петербурге в 2020 году снизился на 30,6%. Теперь доля города на российском рынке — лишь 2,4%, а Ленобласти — 11,9%. Хотя несколько лет назад пропорция была едва ли не обратной. Это произошло за счёт ухода с рынка "Игристых вин" и того, что ряд производителей переносит свои площадки из города. Петербургу же остаётся довольствоваться статусом пиво–водочной столицы.
Поворотным моментом для российских виноделов стал закон "О виноградарстве и виноделии", который запретил использование импортных виноматериалов. Теперь российским можно называть только вино, произведённое из винограда, который выращен на территории страны. Закон вступил в силу в июне 2020 года.
После этого, уже в августе, ЗАО "Игристые вина", принадлежавшее Василию Драгану (№ 264 в Рейтинге миллиардеров "ДП"), прекратило выпуск продукции, включая известный бренд "Лев Голицын".
Компания была одним из крупнейших в стране импортёров виноматериалов. Уход ключевого игрока моментально обрушил общую городскую статистику. По данным НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка", объём производства винодельческой продукции в 2020 году в Петербурге составил 17,3 млн л против 24,9 млн годом ранее.
Другая, более долгосрочная причина сокращения доли Петербурга на российском рынке виноделия — переезд ряда компаний в соседнюю Ленинградскую область. Именно в 47–м регионе виноделам выгоднее размещать производственные площадки. Скажем, ООО "Завод “Северная Венеция”" давно сменило регистрацию на Ленинградскую область. ООО "Вилаш–КШВ", хоть и остаётся "прописанным" в Санкт–Петербурге, производит продукцию в Волхове и тем самым пополняет не городскую, а областную производственную статистику.
Впрочем, и 47–й регион после вступления в силу закона о виноградарстве не может похвастаться ростом объёмов производства винодельческой продукции. В прошлом году он сократился до 84 млн л против 90,4 млн в 2019–м, или на 7,1%.
Тем не менее, по мнению генерального директора Клуба профессионалов алкогольного рынка Максима Черниговского, таким объёмом производства винодельческой продукции, как в Ленобласти, может похвастаться далеко не каждый регион даже Южного федерального округа.
Смириться и адаптироваться
"Общая структура производства алкогольной продукции в Ленинградской области очень близка к общеевропейским стандартам: выпускается много винодельческой продукции и относительно мало крепкого алкоголя", — отмечает эксперт.
Что касается Петербурга, то за последние 15 лет производственную деятельность прекратили порядка десяти заводов, выпускающих алкогольную продукцию. Среди них — ООО "Троникс", ООО "Самтрест СПб", ЗАО "Ливиз", ООО "ЛВЗ “Невский”", ООО "Венгерские вина", ООО "Питвин", ЗАО "Нева Лтд" и др.
Уже упоминавшийся крупный винодельческий завод "Вилаш–КШВ", который до этого 25 лет проработал в Петербурге, 4 года назад переехал на две площадки в Ленинградской области.
Президент "Вилаш–КШВ" Машкюр Гасымов рассказал "ДП", что решение о переводе производственных площадок было обусловлено проблемами с логистикой. Он отмечает, что производство винной продукции в 2020 году подкосили пандемия и закон "О виноградарстве и виноделии", и если с первым фактором пришлось смириться, то ко второму — адаптироваться.
"“Игристые вина” и мы входили в первую пятёрку производителей шампанских и игристых вин России. Теперь “Игристые вина” приостановили производство в городе, а мы переехали. Естественно, в статистике это отражается", — добавляет он.
Передислоцировались. На время или навсегда?
В феврале 2021 года генеральный директор "Игристых вин" Юрий Дудко сообщил о начале выпуска продукции в Молдавии на заводе "Инвинпром".
Эту информацию "ДП" подтвердил руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. По его словам, производство вина в Молдове выгоднее для компании, чем переход на отечественный виноматериал.
Президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович отмечает, что производители Петербурга всегда работали на импортном виноматериале, поэтому попросту не готовы выпускать продукцию в тех же масштабах и продолжать оставаться в правовом поле.
Эксперты допускают, что "Игристые вина" со временем могут вернуться в Петербург. Но пока всё происходящее с предприятием свидетельствует о закате индустрии производства шипучих напитков в городе. "Петербург действительно становится пиво–водочной столицей России, и это несмотря на то, что алкогольная розница в нашем городе одна из самых зарегулированных в РФ", — считает Максим Черниговский.
Самогон на дому
По данным Клуба профессионалов алкогольного рынка, в 2020 году в Петербурге произведено 48,8 млн л спиртных напитков крепостью свыше 9%, а в 2019–м — 55,1 млн. Падение составило 11,4% против 2,6% по стране в целом. Но в предыдущие годы объёмы производства крепких спиртных напитков — водки, коньяка, ликёра — в городе заметно росли.
Президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев отмечает, что в целом в России наблюдается общая тенденция к постепенному ослаблению градуса. "Если сравнить 1980–е и сегодняшний день, то крепкий алкоголь употребляется на 27% меньше. Но 2020 год особенный. В нём легальные продажи крепкого алкоголя во многом уступили место нелегальному, так как люди в пандемию стали в 2 раза чаще покупать самогонные аппараты и гнать самогон на дому, используя образовавшееся свободное время, а также заказывать нелегальный алкоголь в интернете и покупать его в нелицензированных магазинах у дома", — говорит Игорь Косарев.
Дёшево и сердито
Наравне с высоким производством крепкого алкоголя в Петербурге город является центром притяжения самых крупных пивных транснациональных гигантов.
Речь идёт о "Балтике" (входит в Carlsberg Group), Heineken и AB InBev Efes. По данным Ассоциации производителей пива, их доля на российском рынке пива на август 2020 года составляла 68%. Примечательно, что производственные площадки двух из них — "Балтики" и Heineken — находятся в Петербурге.