Дороже значит лучше? Если раньше с этим утверждением можно было поспорить, то сегодня опровергнуть его становится всё сложнее. И дело здесь не только и не столько в качестве самой продукции, сколько в последствиях для мировой экономики, экологии и customer-сервиса.
Возьмём для примера fashion-индустрию и бренд Zara. Всего за 2 недели марка способна придумать новый дизайн, отшить коллекцию и отправить её в более, чем 2000 магазинов в 93 странах! Кстати, именно по отношению к Zara впервые был использован термин "fast fashion". Его ввёл в обиход The New York Times, по случаю открытия в 1989 году в США магазина марки. Уже тогда испанский бренд поражал скоростью производства коллекций.
"У моей бабушки в гардеробе была всего одна футболка. У моей мамы их было три. У поколения моей дочери — 50, и половину этих вещей она не носит" — прокомментировал глобальную проблему перенасыщения рынка основатель Alibaba Джэк Ма.
Быстрые темпы производства и обновления ассортимента в магазинах масс-маркета — одна из причин современного рабства. Согласно данным Global Slavery Index, 58% наемной силы, занятой в модной индустрии — это жители Китая, Индии, Пакистана и Бангладеша, которые вынуждены работать без выходных за минимальную зарплату, без больничного и других социальных гарантий. Согласно статистике, которую приводит The Guardian, всего лишь 2% сотрудников фабрик по пошиву одежды получают достойную оплату труда.
На сегодняшний день более 60% всех материалов, которые используются при производстве модных коллекций, синтетические — многие из них добываются из горючих ископаемых, поэтому при захоронении такие отходы навсегда остаются в почве. По данным The New York Times, в США закапывают около 85% текстильного мусора. Fashion-индустрия также ответственна за 10% всех выбросов углекислого газа в атмосферу.
По результатам исследования McKinsey and Company, в 2014 году потребители стали покупать на 60% больше одежды, чем в 2000 году. При этом срок службы вещей сократился в два раза. Из-за низкой стоимости предметы гардероба быстрее теряют свою ценность, поэтому зачастую время их носки подходит к концу, как только они выходят из моды.
“
В дешевую вещь не заложено удовольствие от её использования, потому что производитель, чтобы снизить стоимость, сэкономил на всём, чём мог. Поэтому мы так сильно ощущаем разницу, когда берём в руки дешёвый музыкальный инструмент и дорогой, дешёвые карандаши для рисования и качественные. Когда берёшь в руки дорогой карандаш, то наслаждаешься линией, удивляешься, как ложится цвет при разном нажиме. Сплошной восторг, хочется продолжить рисовать! Берёшь дешёвый карандаш, а он начинает то поскрипывать, то давить на него нужно слишком сильно, чтобы получить цвет. Столько разочарования от рисования, что хочется, чтобы набор уже закончился. Поскольку дешёвые вещи быстрее теряют свой внешний вид, то пользователь стремится поскорее от них избавиться, случайно ломая, разбивая, теряя – бессознательно все мы стремимся отделаться от того, что нам не нравится
Ольга Бетина
психолог, гештальт-терапевт
Такую же аналогию можно провести с чем угодно, например, с мебелью. Интерьер перестал быть синонимом уникальности и долговечности. Сегодня менять обстановку в доме можно, когда захочется, без сильного ущерба для бюджета. Чтобы сохранить спрос, Ikea производит 15 книжных шкафов Billy в минуту! Тем временем, по данным англоязычной версии Medium, каждая семья, проживающая в Сиднее, ежегодно избавляется от 24 кг. старой мебели. Эквивалентом этой цифры могут быть, например, 800 тысяч трёхместных диванов или 3,4 миллиона кофейных столиков. Большинство оставленных на свалке предметов интерьера крайне сложно утилизировать без вреда для планеты, особенно если речь идёт о мягкой мебели и матрасах.
Итальянская мебельная фабрика Saviola пошла другим путём — компания спасает почти 3 миллиона деревьев от вырубки за счёт переработки старой древесины и опилок. Для наглядности, такой лес занял бы всю территорию Рима. Экологичный подход к дизайну мебели быстро оценили не только местные власти, но и инвесторы, а доходы фабрики за 2019 год составили 588 миллионов евро.
В Петербурге за повторное использование вещей с целью минимизировать урон нашей планете выступает небольшой эко-магазин Pivishop. Его владелица, Лидия Пиви, вместе с мамой шьют многоразовые маски, бахилы и мешочки из ненужных тканей.
“
Прошлой весной во время карантина к нам обратился один благотворительный магазин и предложил сшить многоразовые маски. Мы активно поддержали идею, потому что тонны выброшенных одноразовых масок ужасали! Я и сейчас вижу эти маски, которые валяются во дворах, висят на деревьях, и от этого печально. С бахилами та же история, увы. Если представить в масштабе планеты, сколько их тратится ежедневно, это кошмар. 5–10 минут использования — и огромный урон всем нам. Многоразовые бахилы и прочнее, и удобнее, и даже моднее (ведь можно сшить бахилы ярких, интересных цветов), а вклад в экологию, особенно, если вы пользуетесь ими ежедневно, — колоссален
Лидия Пиви
директор эко-магазина Pivishop
Конечно, магазин для Лидии — это не способ выйти на многомиллионные обороты, а скорее попытка показать на своём примере, как можно более осознанно относиться к потреблению. На деле, для многих компаний экологичный подход к работе означает потерю прибыли, ведь если производишь меньше, то меньше зарабатываешь. Однако этот подход нельзя назвать истиной для всех и каждого.
Для сравнения — в 2018 году обороты Zara составили 18 миллиардов евро, а поставщик комплектующих и расходных материалов для монтажа и ремонта Wurth в 2020 году заработал больше 14 миллиардов евро! При том, что компания делает ставку не на количество проданного инструмента, а на его долговечность и качества. В результате для окружающей среды это означает меньше отходов производства, меньше грузовых перевозок, а значит, меньше и уровень загрязнения воздуха.
“
Замечательно, что встал вопрос о потреблении и экологической ответственности в сфере В2B. Всеобщее стремление сэкономить на долговечности приводит к губительным последствиям для природы. Производство и транспортировка одной единицы товара наносят одинаковый ущерб экологии независимо от качества, при этом дешёвый товар быстрее потребует замены и утилизации — а это и транзакционные издержки внутри предприятия, и экологические последствия при утилизации, и, конечно, низкая культура производства и низкое качество продукции. Я уверена, что современные подходы бережливого производства предполагают использование исключительно эффективного и долговечного инструмента
Галина Васильева
Генеральный директор АО "Вюрт Северо-Запад"
Есть и дополнительный положительный эффект, продолжает она.
"Как правило, инженеры, создавая долговечный продукт, обеспечивают также высокий уровень функциональности и эргономики. Такой инструмент не только выгоден, сберегает природу, но и работа им доставляет удовольствие (его просто не хочется выпускать из рук) , и результат получается достойным. Да, здесь есть некоторое противоречие с обычным представлением, что целью каждого поставщика является продать клиенту как можно больше. Но, нашей миссией мы видим развитие именно бережливых производств, и долгосрочное сотрудничество нам видится более выгодным, чем нацеленное на моментальную прибыль. На предприятиях, выбравших нас генеральным поставщиком, на второй–третий год существенно сокращаются затраты на инструмент. Это значит, что наши идеи работают. А что касается экономической выгоды, то такая бизнес-идея имеет большое будущее, ведь мы заботимся о том, чтобы наши клиенты могли повышать производительность, качество своей продукции и иметь мотивированный квалифицированный персонал, получающий удовольствие от работы. И поскольку всё больше предприятий в России ставят перед собой именно эту задачу, мы видим большие возможности для роста. И я так говорю не потому, что работаю в Wurth, напротив, — я работаю именно в этой компании потому, что могу реализовывать подход о надёжности, долговечности, эффективности и экологичности производственных процессов, заложенный в меня ещё моими учителями в Политехе".
На фото: Вариант хранения рабочих инструментов